Погрязший в болоте танк 2 недели успешно отбивал атаки немцев
История Великой Отечественной изобилует кошмарными историями, в которых героизм и случай, удача и смерть, ходят рука об руку и последняя, как ни крутись, собирает обильную жатву.
Друг деда, танкист, когда-то рассказывал, как их батальон весной 45-го бросили на спасение американского танкового полка. Те прятались в лему и собирались сдаваться, потому что в большинстве танков кончилось горючее, а линии снабжения были перерезаны. Несколько иное поведение танкистов описано в биографическом справочнике Оренбуржья:
"17 декабря 1943 года танковый батальон, в котором служил старший сержант Соколов, получил боевую задачу овладеть высотой у деревни Демешково, что под Невелем. Боевые машины двинулись в атаку, но попали под сильный заградительный огонь противника. Лишь танку лейтенанта Ткаченко удалось прорваться поближе к укреплению врага. Но и он застрял в плохо промерзшей болотной трясине. И все же экипаж меткими выстрелами разнес сарай с орудием, которое вело огонь.
Гитлеровцы пытались атаковать стоявший танк. Бой продолжался дотемна, и экипаж нес потери. Убит механик-водитель Безукладников, тяжело ранен командир — под покровом ночи его унес заряжающий Ковлюгин. В танке остался один стрелок-радист Виктор Чернышенко, которому удалось связаться с частью. Ответ был краток: «Держаться до последнего! Ждать помощи».
Старший сержант Соколов, для которого было законом: «сам погибай, а друга выручай», первым в батальоне вызвался прийти на помощь товарищу, попавшему в беду. По пути к танку Соколов был ранен, но все же добрался до машины. Чернышенко помог ему влезть внутрь, сделать перевязку. Соколов завел мотор и попытался вырвать танк из трясины, но тщетно!
«Будем держаться до последнего патрона!» — решили танкисты. Они вели неравный бой, потеряв счет времени, и стреляли по фашистам, лишь когда те приближались.
Казалось бы, сколько могут продержаться два человека в неподвижном танке под огнем численно превосходящего противника? День-два — не больше. Советские солдаты выстояли 13 дней! Они подпускали немцев поближе и открывали огонь из пулеметов. Единственным плюсом в этой ситуации было наличие большого количества боеприпасов. Но рано или поздно и они должны были закончиться, тем более что атаки фашистов не прекращались ни днем, ни ночью. Спустя неделю безуспешных попыток взять танк штурмом, немцы начали бить по нему прямой наводкой из орудий.
Снаряды пробили броню, Соколова вновь ранило. Он уже почти не мог двигаться, однако подавал снаряды, помогал Чернышенко вести по гитлеровцам огонь, пока не кончились боеприпасы.
Замерзшие и истекающие кровью, они продолжали отчаянно сражаться до тех пор, пока на 12-е сутки у них не кончились все патроны. После того как Виктор Чернышенко метнул в очередную группу приближающихся к танку немцев три гранаты, в распоряжении бойцов осталась всего одна, последняя граната, ее они приготовили для себя. К счастью, она не понадобилась. На другой день, 30 декабря 1943 года, советские войска освободили деревню Демешково. Защитников танка доставили в госпиталь. Виктор Чернышенко, перенесший несколько операций, был награжден «Золотой Звездой». Его товарищ Алексей Соколов, к сожалению, умер в больнице, так и не придя в сознание. Звание Героя Советского Союза ему присвоили посмертно.
Из наградного листа:
«…В таком положении они находились 13 суток, истекая кровью, голодные, в холоде, продолжали оборонять свой танк. 30.12.1943 г. в результате наступления наших частей территория, на которой находился танк, была освобождена, Соколов и Чернышенко были вынесены из танка и отправлены в медсанбат, где Соколов 31.12.43 г. умер от ран...»
Им повезло, шел 43-й год и помощь всё же пришла. А сколько безымянных героев точно так же приближали победу в 41-м!? Просто к сведению, из всех начавших войну в частях НКВД солдат и командиров до победы дожило менее 1 процента.
Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.