Это время наступило! Теперь Россия кормит себя сама
Как это часто бывает, по-настоящему знаковые события в России происходят тихо. Вот и теперь только специалисты заметили, что впервые в новейшей истории страна выполнила важное условие своей продовольственной безопасности.
Не просто цифры
По итогам 2020 года экспорт российского продовольствия вырос на 20% и превысил 29 млрд долларов. Для сравнения напомним, что весь российский экспорт составляет примерно 303 млрд, из которых 165 млрд приходится на товары топливно-энергетической группы. А около 16 млрд – на вооружение. То есть поставки продовольствия за рубеж уже составляют примерно 10% нашего общего экспорта и почти вдвое превышают экспорт оружия.
Но самое главное то, что впервые в новейшей истории наша страна добилась того, что экспорт продовольствия превысил его импорт. Сравните сами – в 1995 году мы смогли продать на внешние рынки продукции менее чем на полтора млрд долларов, в то время как ввозили – на 13. Страна просто не могла ничего предложить миру, так как сама с трудом обеспечивала собственные потребности.
С начала нулевых производство, а следом и экспорт начали неуклонно расти. Правда и импорт рванул вверх – люди распробовали вкус статусного потребления импортных продуктов – в основном сыров, алкоголя и фруктов. В 2014 году по известным причинам случился разворот, который сбил волну импорта, а вот собственное производство продолжило уверенный рост.
Однако, вроде бы, в целом положительна картина, оказала негативное влияние на цены внутри самой России. Почему так произошло, и что будет дальше, разберём после сводки позитивных новостей.
Время новостей
Успешно совершён первый в этом году космический пуск ракеты-носителя Союз 2.1б с космодрома Плесецк.
«Горьковский автозавод» запустил в серийное производство новый грузовик «Валдай. Некст», «Автоваз» – обновлённый универсал Lada Largus, а «Клинцовский автокрановый завод» – новую версию автокранов.
Завершены стендовые испытания нового электроракетного двигателя «Супер Окс».
В Волгограде запущено новое производство моторных масел за 10 млрд рублей, а в Волгоградской области – новая солнечная электростанция.
В Иваново открылся центр ядерной медицины.
В Новосибирской области – производство средств защиты.
В Пермском крае – производство сыров.
В Вологде – кондитерских изделий.
В Коме – роботизированная ферма, в Татарстане – молочный комплекс.
Как это работает
Итак, экспорт российского продовольствия растёт, вслед за ценами на него на мировом рынке. Вроде бы хорошо – казна наполняется валютой, наши производители зарабатывают всё больше. Вот только цены на российских прилавках тоже устремились в небо, что наглядно продемонстрировал небольшой кризис в конце прошлого года, когда сбивать их Правительству пришлось в ручном режиме. Почему так произошло?
Пандемия привела к тому, что ведущие импортёры усилили закупки продовольствия в свои резервы. Вместе с этим в ряде регионов-производителей пришли неблагоприятные прогнозы по урожаю. Всё это толкнуло мировые цены вверх, а усугубили ситуацию биржевые спекулянты. В результате, цены на российскую пшеницу на мировых рынках с октября по февраль взлетели более чем на 30%. А вслед за мировыми потянулись вверх цены и на внутрироссийском рынке, потому что наш родной производитель тоже не хочет упускать свою выгоду.
Однако когда повышение стало угрожать макроэкономичекой стабильности, государство решило вмешаться и начало сдерживать их административными методами. Были не только достигнуты договорённости с торговыми сетями, но и введены экспортные пошлины на зерновые, семена подсолнечника и основной продукт животноводства – сою. Производителям стало не так выгодно гнать товар за рубеж, и цены на главные социальные товары стабилизировались.
Но это не значит, что проблема полностью решена.
Своя еда
Дело в том, что мировые цены продолжают расти. Значит, государство в ответ будет вынуждено вновь увеличивать вывозные пошлины, что ещё больше лишит наших производителей прибыли. Прибыли, которую они могли бы инвестировать в своё хозяйство, чтобы увеличить производство и тем самым добиться снижения стоимости продукции в будущем. Естественно, что российский фермер начинает воспринимать государственные меры как грабёж и просит Правительство раз и навсегда ввести понятные правила игры.
Чем, собственно, Правительство сейчас и занимается. До конца марта должен быть разработан новый механизм, который и позволит предупредить скачки цен на внутреннем рынке, и снизит недовольство производителей. Просто теперь деньги, которые они выплачивают государству в виде пошлин, будут возвращаться к ним же в виде субсидий, стимулирующих распахивать новые земли, закупать новую отечественную сельхозтехнику и тому подобное.
Насколько успешным будет этот механизм – покажет ближайшее будущее. Кушать хочется всем, и задача государства – найти разумный компромисс, устраивающий и производителей, и потребителей. Мы же вернёмся к главному – страна по факту выполнила стратегическую задачу обеспечения собственной продовольственной безопасности. Хоть и любят некоторые комментаторы потешаться над нашими новостями об открытии новых коровников и свинокомплексов, но, по факту, по производству свинины мы сегодня вышли на четвёртое место в мире. Это при том, что какие-то 15 лет назад отрасли практически не существовало, и строили мы её с нуля.
Вот баварский фермер, посмотревший, как в России устроено животноводство, своими глазами, взволнованно шлёт своим коллегам в
Германии такие послания:
«Русские хотят отправить много продуктов на экспорт. Это будет не только зерно и подсолнечное масло, но и в очень больших количествах свиное мясо и мясо птицы. Российские СМИ пишут, что их страна увеличит производство свинины на 50 % в следующие три-четыре года – и это не сказки. Это не просто заголовки, призванные вызвать панику у немецких фермеров, нет, это правда. Когда ездишь тут по местам, это хорошо видно».
Если по каким-то фантастическим причинам завтра мы не сможем закупать никакую продукцию за границей, мы в состоянии прокормить себя сами, хоть и без некоторых экзотических продуктов. А если без фантастика – то миру нужно всё больше российского продовольствия, и доля его экспорта будет расти и дальше. И не только продовольствия.
Навели мосты
Во вторник мы уже рассказывали о том, что в прошлом году экспорт российских сельхозмашин вырос на 20% и достиг 15 млрд рублей. Не так много по сравнению с продовольствием, но показатель растёт третий год подряд, и то, что наши тракторы и комбайны начали конкурировать с немецкими на их же рынке, – не может не радовать.
Но ещё больше вы удивитесь, когда узнаете, что теперь мы поставляем в Германию и… мосты. Ещё два года назад Красноярский металлургический завод начал отгружать немцам первые сборные мосты из алюминия, и в этом году отгрузит по контракту ещё 50 единиц. Они лёгкие, стойкие к коррозии и, что особенно по нраву европейцам, имеют низкий «углеродный след». Для нас же это прекрасный способ увеличить продажи алюминия не в качестве сырья, а в виде готовой продукции. В России, кстати, такие мосты тоже постепенно начинают устанавливать.
Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.