В России появится крупнейшая госкомпания. Белоусов начинает реформу портовой инфраструктуры
Наконец-то руки государственного капитализма добрались и до портовой инфраструктуры. Если честно, я уже несколько месяцев ждал, когда это произойдет, ведь портовые мощности являются критически важной инфраструктурой, которая требует пристальное внимание государства.
В настоящий момент порты (а, особенно, морские порты) находятся в хаотичном состоянии. Имеется куча юридических лиц, куча форм собственности. Когда начинаешь разбираться во всем этом, то можно легко запутаться.
И вот правительство начинает масштабную реформу портовой инфраструктуры. Но обо всем по порядку.
В правительстве за транспортную отрасль отвечает первый вице-премьер Андрей Белоусов. В предыдущие месяцы Белоусов был занят решением вопросов железнодорожной инфраструктуры. Так, кризисные явления создали предпосылки к срыву инвестиционной программы РЖД. А, следовательно, к торможению создания новой инфраструктуры. В частности, расширения БАМа и Транссиба. Белоусов смог в кратчайшие сроки справится с этой задачей путем ввода нового и уникального для России механизма - выпуска вечных бондов. Данный инструмент будет использован и в строительстве автодорог.
Теперь дошли руки и до портовой инфраструктуры. Кстати, данная тема особенно актуальна в контексте развития Арктики, где определяющую роль будут играть как раз порты Северного Морского Пути
Итак, в чем суть реформы, которую проводит Белоусов. Сейчас портовая инфраструктура России принадлежит юридическому лицу ФГУП "Росморпорт". ФГУП расшифровывается как федеральное государственное унитарное предприятие. Данная форма собственности не позволяет государству раскрыть весь потенциал портовых мощностей, а также накладывает существенное ограничение на некоторые виды деятельности. Например, ФГУП "Росморпорт" не может в настоящий момент заниматься перевалкой грузов в портах, что автоматически отдает данную сферу на откуп частным компаниям. Вместе с этим, "Росморпорт" вынужден содержать портовую инфраструктуру, что ведет к убыткам. Разумеется, финансовый дисбаланс покрывается дотациями из бюджета. Так, в 2019 году убыток "Росморпорта" составил 2.8 млрд. рублей. В предыдущие годы ещё больше
Предполагается преобразовать ФГУП "Росморпорт" в АО (акционерное общество) "Росморпорт". Как и раннее, единственным собственником нового юридического лица станет государство. Управление компанией будет осуществлять Минтранс. Отмечу, что Министр транспорта Евгений Дитрих, на мой взгляд, является компетентным специалистом и претензий к его работе нет.
Новая форма собственности откроет возможность заниматься новыми видами коммерческой деятельности. Разумеется, самая прибыльная - уже упомянутая мною перевалка грузов, а также брокерские услуги. К сожалению, многие стивидорные компании России зарегистрированы в офшорах. Но проблема даже не в этом. Частные стивидоры заинтересованы в получении максимальной прибыли. В ряде случаев это тормозит развитие экспорта.
Например, перевалку угля в Таманском порту осуществляет компания ОТЭКО. Стоимость перевалки составляет порядка 14$ за тонну. Это много, что делает российский уголь нерентабельным на внешних рынках. Государство предложило ОТЭКО снизить стоимость перевалки до 6-8$, а дельту компенсировать из бюджета. Разумеется, при прямом государственном управлении, такой надобности и бюджетных потерь не возникнет.
Портовая реформа Андрея Белоусова создаст в России еще одну крупную государственную компанию. Читатели помнят, что в парадигме государственного капитализма именно госкомпании играют определяющую роль в развитии экономики. Поэтому политика Белоусова является весьма логичной и выверенной.
Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.