Путин и Меркель «отшлифовали» проект «Северного потока-2»
Разговор Владимира Путина и Ангелы Меркель о проекте «Северный поток-2» показал важность этого проекта для обеих сторон. Такое мнение ФБА «Экономика сегодня» озвучил ведущий научный сотрудник Центра германских исследований института Европы РАН Александр Камкин
«Газопровод «Северный поток-2» – проект сугубо экономический, но его старательно политизируют. На газопроводе не совпали интересы бизнеса и политической элиты в этой стране, что стало темой для ожесточенных дискуссий. немецкий бизнес двумя руками голосует за проект стремится сделать страну газораспределительным хабом для всего Евросоюза. И не важно, как будет поступать российский газ. Главное, чтобы его цена была ниже, чем у конкурентов, и каналы поставки были надежными, чего нельзя сказать о нынешней Украине.
У политиков свои интересы – за Ангелой Меркель стоят партнеры из Вашингтона, которые кровно не заинтересованы в энергетическом сближении РФ и Евросоюза. Именно на этом фоне проект политизируют – энергосоюз Европы с Москвой Вашингтон не одобрил. А Меркель, как политик-трансатлантист, вынуждена метаться: с одной стороны на нее давит лобби немецкого бизнеса, чувствующего весомые выгоды, с другой – позиция отдельных стран Евросоюза и США», — отмечает специалист.
Пресс-служба Кремля сообщила, что президент России Владимир Путин и канцлер Германии Ангела Меркель по телефону обсудили вопросы, связанные с газопроводом «Северный поток-2». «Проведен обмен мнениями и по вопросам, связанным с реализацией проекта «Северный поток-2», отмечается в пресс-релизе. Ранее сообщалось, что регулятор Германии запустил консультации по плану развития газовой сети страны в 2018–2028 годах с учетом проекта «Северный поток-2». Проект предполагает, что газопровод в будущем станет маршрутом импорта из России в Германию.
«Именно из-за противодействия Запада первый «Северный поток» столкнулся с трудностями – тогда в основном предъявлялись претензии экологического характера. Однако в конечном итоге проект удалось реализовать. Сейчас второй проект «буксует», но все равно постепенно движется к стадии реализации.
А сегодняшний разговор Меркель с Путиным, где обсуждалось строительство газопровода, показывает: политические элиты обеих стран придают строительству особую важность. Уже сейчас проект можно назвать многострадальным, хотя, казалось бы, большая часть вопросов уже решена», — считает эксперт.
Проект «Северный поток-2» предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии, рядом с действующим «Северным потоком». Протяженность трубопровода – свыше 1,2 тысячи километров, специально под него немецкие компании уже сооружают газопровод Eugal для поставок газа к центрально-европейскому газовому хабу у города Баумгартен.
На прошлой неделе канцлер Германии Ангела Меркель увязала судьбу «Северного потока-2» с украинским транзитом, без ясности по которому реализация проекта газопровода «невозможна». Киев выражает надежду, что Берлин приложит усилия для блокирования проекта. Вопреки этому Германия первой согласовала пакет документов, разрешающей строительство газопровода в стране и ее акватории.
«Меркель сочла, что своя рубашка ближе к телу – учитывая слабость собственных позиций во власти, идти категоричным клинчем против мнения бизнес-элит, которое тоже значит в Германии очень много, было бы нецелесообразно. Германскому канцлеру сейчас очень нужно удержать на плаву расшатанную лодку правящей коалиции, которую удалось собрать с большим трудом.
И перед Меркель сейчас стоят очень сложные задачи и во внутренней, и во внешней политике. Потому «Северный поток-2» сейчас можно рассматривать как ее уступку бизнесу, чтобы получить нужные решения по другим вопросам.
И хотя Германия выдала разрешение на строительство, пить шампанское по поводу успеха проекта, на мой взгляд, пока рано. Праздновать можно будет лишь когда по «Северному потоку-2» пойдут первые кубометры газа. Слишком свежа еще в памяти история с Южным потоком, который прекратили строить из-за противодействия и давления на отдельные страны. Вероятнее всего, Вашингтон не оставит попыток противодействовать российско-германскому проекту любыми путями», — заключает Александр Камкин.
Максим Бут, ФБА «Экономика сегодня»
Не забудьте обязательно ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.