Главный противник Путина — не Грудинин, а народное безразличие (Мнение)
Абсентеизм народных масс в России не победить, считают иностранные эксперты. Россиян не заманить на выборы щедрыми посулами и обещаниями «призов», не одолеть «креативной» кремлёвской пропагандой, не притянуть к бюллетеням и урнам крикливыми «шоу» по телевизору. Политическая апатия масс велика, и именно она является настоящим противником Путина, надумавшего ещё шесть лет править государством. Низкая явка на выборные участки будет обозначать полный провал для нынешнего хозяина Кремля.
Президент России «победит на выборах 18 марта», уверен комментатор Франк Нинхуйзен (Frank Nienhuysen). Об этом он пишет в газете «Süddeutsche Zeitung». Победа Путина — дело решённое, поскольку он «давно перерос государство и партии». В России «начинается апатия», считает Нинхуйзен.
Но даже в том случае, если победа Путина предрешена, это не делает выборы чем-то спокойным. Особенно для Кремля. У Путина появился «новый противник», которого «трудно контролировать». Его нельзя победить политическим преследованием или изгнанием из телевизора. Это кто ж такой?
Не кто, а что.
Этот противник — «нежелание россиян голосовать вообще», полагает автор. Вдобавок сценарий отказа поддерживает непримиримый критик Кремля Алексей Навальный: он призвал своих сторонников бойкотировать выборы.
Кремлёвские стратеги «очень креативны» в своих попытках убедить граждан голосовать на президентских выборах, которые состоятся 18 марта. Прежде всего стратегия направлена на молодое поколение, которое, «распростившись с государственным вещанием», погрузилось нынче в пучину самых разных интернет-СМИ. Вот этих молодых людей и хочет заинтересовать выборами Кремль.
И какими же способами?
Заманухой. Молодых людей пытаются «поощрять» делать селфи у избирательных участков, а затем публиковать снимки в социальных сетях. Лучшие фотографии будут «награждены призами», пишет немец. Предполагается также, что в день выборов состоятся «большие семейные игры», викторины и даже футбольные матчи.
На самом деле такие акции имеют мало общего с политикой, замечает автор. Да и откуда взяться политическому интересу у людей в России — в государстве, которое само «даёт людям ощущение», что им «не следует слишком беспокоиться о политике: ведь это уже делает государство».
Отсюда и дилемма, указывает Ф. Нинхуйзен. Путин хотел бы рассчитывать более чем на 70% голосов. Вопрос: на какие такие 70 процентов? От общего числа граждан? Но ведь «в своей стране президент уже давно стал человеком, который выше всякой политики. Путин — это Supra-Politiker, фигура, стоящая над государством, над партиями, считает автор. Он изображается как «национальный лидер», и это означает, что за неудачи постоянно подвергается критике правительство, но только «не сам Путин».
Сегодня Кремль желает предотвратить апатию, которая вполне может привести к провалу выборов. Кремль пытается создать впечатление, будто президента поддерживает хотя бы «половина населения».
Борьба с абсентеизмом избирателей, с их крошечным интересом к выборам характерна и для Западной Европы. Однако в России есть особенность: апатия населения связана здесь с привычкой кремлёвской власти контролировать всё подряд, а это означает отсутствие реальной конкуренции. Дорога в государственные СМИ перекрыта многим оппозиционерам. Правда, с иронией пишет автор, сегодня Ксения Собчак, которая «против Путина», снова может выступать по телевизору. Но это лекарство против скуки: если б не было Собчак, выборами интересовалось бы ещё меньше россиян.
С большинством кандидатов, которые выставили свои кандидатуры, русский народ знаком «почти два десятилетия», напоминает Нинхуйзен. «В дополнение к Путину» свою роль «снова сыграет» либерал Григорий Явлинский. Выступит и «националист Владимир Жириновский». И только кандидат от коммунистов Геннадий Зюганов на сей раз «перестроился»: от его партии идёт на выборы беспартийный кандидат П. Грудинин. Это хозяин «фруктовой компании» под названием «Совхоз им. Ленина», отмечает немец.
Что до былой оппозиции, то А. Навальный, самый сильный голос протеста, попросту изгнан из предвыборной гонки. Кроме того, оппозиция в России расколота. И кто-то отдаст голос К. Собчак, кто-то — Явлинскому, а другие бойкотируют выборы.
«Путин дойдёт до финиша без боя. Как обычно», — смеётся иностранный аналитик над российскими выборами.
Тем временем растёт поддержка населением упомянутого выше Павла Грудинина. Постепенно этот человек становится реальным противовесом Путину, которого иные прогнозисты уже записали в победители «без боя». Похоже, бой всё-таки идёт.
В Центральном Доме писателей (Central House of Writers), особняке XIX века в центре Москвы, толпа пришла послушать 57-летнего оратора, который значительную часть своей жизни управлял бывшим совхозом. Это Павел Грудинин, кандидат от коммунистов, тот, кто бросил вызов Владимиру Путину и тем самым «потряс предвыборную гонку», пишет Кэтрин Хилле в «Financial Times». И этим новый кандидат сделал выборы более привлекательными «для апатичных избирателей» в России.
По данным прокремлёвского ВЦИОМ, сегодня 7,6% намерены отдать свои голоса за Грудинина. Это очень высокая доля; это более чем в два раза выше, чем месяц назад имел лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
Г-н Грудинин, напоминает автор, даже не состоит в русской коммунистической партии, однако его риторика привлекла к нему внимание активистов левого крыла.
В своей речи в ЦДЛ Грудинин осудил разворовывание «народных денег», отмечает Хилле, и призвал прекратить ложь: нечего рассказывать людям, как они «живут хорошей жизнью». На самом деле «они живут плохо»!
Также кандидат призвал к бесплатности образования и здравоохранения, а ещё к тому, чтобы пенсионеры могли «жить достойно».
Г-н Грудинин верит, что достойно жить в России можно. На его ферме среднемесячная зарплата составляет 78.000 рублей, и это более чем в два раза превышает средний показатель по России. Он подчёркивает, что сам он живёт в таком же доме на территории хозяйства, что и обыкновенные трактористы. Короче говоря, резюмирует автор, он представляет своё предприятие «как социалистическую утопию». И он желает, чтобы все люди в стране «жили так, как живём мы». «И это возможно», — считает Грудинин.
Сединой и усами он «слабо напоминает Иосифа Сталина», пишет далее Хилле. А популярность Сталина в народе сегодня снова растёт, поскольку многие россияне, игнорируя сталинское царство террора и принудительной индустриализации, хотят видеть Родину «современной и сильной». Некоторые из тех, кто поддерживает Грудинина, предаются ностальгии по сталинским временам.
Однако Грудинин — вовсе не Сталин. К тому же он бизнесмен, капиталист. По данным Центральной избирательной комиссии, г-н Грудинин в течение последних шести лет в среднем зарабатывал 26 млн. руб. в год (в 26 с лишним раз больше, чем составляют доходы его трактористов-соседей, иронизирует Хилле).
В соцсетях полно «открытий чудных»: мол, у Грудинина были банковские счета в Австрии, а его материнская компания имела «связи с Романом Абрамовичем», олигархом и владельцем футбольного клуба «Челси» в Великобритании. Такой Грудинин, конечно, мало похож на директора «социалистического кооператива». Однако, продолжает журналистка, г-н Грудинин с тех пор «закрыл свои счета в иностранных банках». Что до компании, ранее контролируемой г-ном Абрамовичем, то сей магнат продал долю более года тому назад.
Г-н Грудинин на подобного рода выпады не обращает внимания, указывает автор статьи.
Его кампания сегодня включает классические коммунистические лозунги (национализация ключевых предприятий в банковской сфере, в сфере коммунальных услуг и телекоммуникаций). Наряду с этим он призывает к улучшению делового климата, борьбе с коррупцией и восстановлению верховенства закона. Критики говорят, что некоторые из его позиций «украдены» у Алексея Навального.
Иные аналитики предполагают, что Кремль нарочно поддерживает кандидатуру Грудинина, чтобы нейтрализовать потенциальную реакцию на исключение из выборов фигуры Навального. Ведь г-н Навальный призвал к бойкоту выборов и к уличным протестам. И угроза Навального «не похожа на пустой блеф, учитывая, что в его многочисленных офисах, занимающихся кампанией, работают десятки тысяч активистов», заметил аналитик Центра политических технологий Александр Ивахник (Alexander Ivakhnik). «Не исключено, — считает эксперт, — что выдвижение коммунистами нового и действительно привлекательного кандидата, Павла Грудинина, связано с желанием властей снизить эти риски путём придания избирательной кампании внезапной интриги».
* * *
Как бы эта внезапная интрига не перевернула всю кампанию. При быстром росте популярности Грудинина и переходе к нему не только коммунистов, но и существенной части оппозиционного электората, той, которой К. Собчак представляется карикатурой на оппозицию, у критика Кремля есть кое-какие шансы на победу.
Впрочем, все помнят, как в 1996 году Ельцин выиграл выборы у Зюганова. Есть мнение, что Зюганов в конце концов просто сдался, не желая оспаривать реальную свою победу. Общеизвестна и широчайшая поддержка крайне непопулярного в ту пору Ельцина американскими политтехнологами и Белым домом.
Кремль нынче понаторел в собственной пропаганде, американская помощь требуется едва ли. Да и времена не те: от былой дружбы стороны перешли к войне санкций. Но неужели комментаторы в Германии правы, и на сей раз снова победит Путин? И у него будет 70%?
А почему нет? Сколько плевков в свой адрес выдержала «Единая Россия»? И ничего — позади громкая победа на парламентских выборах.
Автор: Олег Чувакин
Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.