MADE IN DPR
«Когда хороший бизнес сталкивается с плохим законом появляется контрабанда» - так говорил один мой знакомый бедуин.
На днях промелькнула новость, о том, что в ДНР начали выпускать свое оружие, а именно новый пистолет по своим характеристикам не уступающий знаменитому Глоку. В видеоролике Донецкого Агентства Новостей сам глава ДНР А. Захарченко презентовал заявленное изделие.
Специалисты, сразу же обратили внимание на представленную модель, поскольку без труда узнали в ней китайский клон знаменитого пистолета ТТ под патрон 9х19. И естественно, поставили под сомнение саму новость о начале производства огнестрельного оружия, сведя весь сюжет на попытку попиариться на пустом месте.
Но я бы не стал огульно относить эту информацию в разряд фейков и инфошлака. Конечно, донецкие политтехнологи стараются выжать максимум инфоповодов, зачастую даже на пустом месте. Но городить цирк с китайским ТТ ради того, чтобы лишний раз показать Захарченко по телевизору и поддержать его имидж столь сомнительным способом смысла не имеет. Прежде всего, экономического.
Зато он появляется если посмотреть на ситуацию под другим углом. Что я и рекомендую сделать.
Как вы знаете, помимо политического и военного аспекта донбасского конфликта, о которых пишется много и подробно, есть еще и экономический, о котором стараются говорить меньше, поскольку эти разговоры идут поперек чьих-либо вполне меркантильных интересов. А деньги, как известно, любят тишину.
Итак, после прекращения активных боевых действий и установления более-менее стабильных границ фронта, у каждой из сторон возникли свои маленькие, а иногда и немаленькие гешефты, связанные с пересечением этой самой границы. Учитывая, что линия разграничения прошла по живому, то экономические артерии оказались в руках тех, кто контролировал дороги с обеих сторон, что обеспечивало солидный доход руководителям процесса, их приближенным, и соратникам. Какие это были виды «бизнеса»?
Прежде всего это уголь и металлургия. Пока Украина официально покупала уголь на своих виртуальных шахтах, зарегистрированных в Киеве, неофициально вокруг поставок угля из Донбасса выстраивались многоходовые цепочки обогащавшие участников. Тоже самое касалось продукции заводов черной металлургии. Кокс, уголь, слябы, прокат – все это шло на Украину, а в ответ границу пересекали инкассаторские броневики.
Еще одна «тема» пищевая продукция. Как ни пыталась Украина ввести блокаду ЛДНР в 2014 году, торговые сети украинских ритейлеров продолжали работу и исправно платили налоги как в украинский, так и донецкий бюджет (а еще больше отдавали налом без учета)
И наконец, третий кит – обналичка. Ее оставляли рыбкам поменьше, но и это был вкусный кусок. Обналичивание украинских пенсий и зарплат в Мариуполе, и перевоз налички в Донецк кормили многих челноков.
Были и другие темы, все не перечислишь.
Но, со временем ситуация стала меняться. Украина и ЛДНР все дальше и дальше стали отдаляться друг от друга, и в итоге по политическим мотивам было принято решение о полной блокаде – то есть прекращении всех торгово-экономических операций.
Нет больше эшелонов угля из Донецка, национализированы и остановлены заводы, гривна полностью ушла из оборота, а контроль над перевозками наличности на блокпостах стал намного жестче. Это означает, что очень большая группа влиятельных лиц с обеих сторон осталась без своего дохода, и это не могло их не огорчать. И заставляло искать новые пути и новые схемы.
Ситуация чем-то напомнила американскую мафию 30х годов. Когда после отмены сухого закона торговля спиртным вдруг стала легальна, и соответственно пропали те сверхприбыли, что были ранее. И перед мафиози встал выбор, либо легализоваться, либо уйти с рынка, либо поискать другие товары с схожей наценкой. Так там появилась наркомафия. У нас, с поправкой на местные реалии, происходит нечто похожее. На сцену выходит, его величество – контрабанда.
Чем же можно торговать в сложившихся реалиях, когда грузовое сообщение перекрыто, а есть только небольшие «козьи тропы»? Каждая из сторон ищет свои методы, попутно стараясь не только нагреть руки, но и по возможности, насолить противнику. Равно как и «кураторы» прекрасно отдают себе отчет, что «надо что-то дать» - дабы не сильно поднимать градус внутреннего давления.
С украинской стороны в серой зоне было организованно несколько нарколабораторий где изготавливаются наркотики, которые затем перебрасываются за линию фронта на донецкую сторону – и деньги рубят, и вредят, и коррумпируют. Разумеется, точки входа наркотрафика на территорию ДНР известны, но меры предпринимаются довольно слабые. Впрочем, не вся дурь идет в республики, немалая ее часть наводняет и прифронтовую украинскую сторону.
Что же делают в свою очередь донецкие авторитеты? Для многих, чьи финансовые дела пошатнулись последнее время, отдушиной стала табачная тема. Благо производственные мощности донецкой фабрики были достаточно велики, а сама она не пострадала. Частично «раскулачив» фабрику и вывезя часть оборудования, ряд лиц получили в свое распоряжения свои «свечные заводики» - и вот, и в Донецке, и в Ростове, и на Украине стали появляться пачки сигарет известных брендов, по удивительно низкой цене! Ограничивает масштаб производства только необходимость завозить сырье, которое возможно получить только из России.
Но это все мелочи, и все равно на всех не хватает. Есть еще одна тема, которая с самого начала конфликта служила источником обогащения для многих, но и была весьма рискованной – торговля оружием.
Да, мы еще помним, как в самом начале конфликта на первых блокпостах в Днепропетровской области были назначены твердые цены на оружие. И ведь везли и продавали! Виртуозность торговцев стволами удивляла даже опытных специалистов. Так, например, в июне 2014 года, после разгрома одного из блокпостов Правого Сектора под Славянском в руки ополчения попали подозрительно новые автоматы, серийные номера которых свидетельствовали, что они были выданы в марте 2014 года ополченцам в Крыму. Такая вот коллизия.
Оружием торговали на всех этапах донбасского конфликта, все стороны. Но это было сопряжено с большим риском, и в случае вскрытия схемы, каралось самым жестким образом. Поэтому продать сегодня, что-то что числится на балансе невозможно, а запасы «неучтенки» уже подходят к концу, да и торговля ими сопряжена с необходимостью как-то оформлять документы.
И вот мы слышим новость, что в Донецке таки наконец научились производить оружие! Бинго! То, что произведено самими не возбраняется и продать. Это же элементарно! Теперь можно смело толкать украм контрабандой стволы с клеймами MADE IN DPR, наводнять Украину оружием, благо короткоствол бесполезен на фронте, зато в тылу…! и иметь с этого свою законную прибыль, разумеется.
Возможно именно для этого и закупили пробную партию китайских ТТ, после небольших доработок они станут по-настоящему донецкими «аналогами знаменитого Глока». Хотя, я не исключаю и того, что китайский ТТ был показан специально, с целью запутать украинскую разведку, а на самом деле на рынок готовится совсем иное устройство. Любят так спецслужбы играться. Главное, что говорит нам новость – оружие свое, а со своим поступаем как считаем нужным.
Так что каждая, даже самая, на первый взгляд фейковая новость, может нести в себе целый пласт подтекстов и смыслов.
Автор : Андрей Смирнов, специально для Русские Онлайн