Ура, фельдмаршал!
223 года назад, 30 ноября 1794 г., императрица Екатерина II присвоила великому русскому полководцу Александру Васильевичу Суворову звание генерал-фельдмаршала. Это было сделано после окончательного подавления Польского восстания против России и штурма Варшавы, где Суворов сыграл ключевую роль. После того как русские войска вступили в капитулировавшую Варшаву, Суворов, в своем лаконичном стиле сообщил: «Ура! Варшава наша!» Государыня ответила: «Ура! Фельдмаршал Суворов!»
Польское восстание и ликвидация Речи Посполитой
Русско-турецкая война 1787—1791 гг. сделала Александра Суворова национальным героем. Разгром турецкого десанта у Кинбурна, битвы под Фокшанами и при Рымнике, штурм Измаила прогремели на всю Европу. За победу при Рымнике Суворов был возведён императрицей Екатериной II в графское достоинство с названием Рымникский, получил бриллиантовые знаки Андреевского ордена, орден св. Георгия 1-й степени и другие награды.
Однако затем вместо наград, Суворов оказался в немилости у всесильного Потёмкина, так как весьма смело отзывался о его делах. Суворов рассчитывал за штурм Измаила получить чин генерал-фельдмаршала, но Потемкин предложил наградить его медалью и чином гвардии подполковника. В результате полководца отметили медалью, и он стал подполковником Преображенского полка. Суворово видел себя в почётной ссылке. Его отправили командовать ничтожным вспомогательным корпусом в Финляндии. Победы русских войск Потёмкин отметил в Петербурге без полководца, победы которого решили исход войны.
После смерти Потёмкина русские войска на юге возглавил Румянцев. Правда, он отказался от такой чести (ранее Потемкин оттеснил старого полководца от руководства войсками). Когда в Польше началось новое восстание, и императрица двинула войска в Польшу, Суворову снова отказали. Мелкие интриги преследовали Суворова. Он был переведён начальником войск в южную Россию, где ему велели охранять турецкую границу. Суворов занимался укреплением левого берега в нижнем течении Днестра, по его указанию была построена крепость Средняя и город Тирасполь, строились укрепления в Хаджибее (Одессе).
Только обострение событий в Польше заставило Петербург снова призвать Суворова. Польская государственность в этот период находилась на пике своего разложения (подробнее в серии статей Разложение польской государственности. Восстание Костюшко; Часть 2; Часть 3; Часть 4). Польша, из-за деградации своей «элиты», оказалась под сильным влиянием внешних сил – России, Пруссии и Австрии. Екатерина II предложила в 1787 году Польше вступить в союз с Россией, направленный против Турции. Выгоды от этого союза были огромные. Польше предлагали деньги на содержание польского вспомогательного корпуса (войска обещали содержать несколько лет и после войны с Турцией), торговые льготы и турецкие земли в Подолии и Молдавии. Таким образом, Польша могла за русский счёт сформировать ядро боеспособной армии, получить земли на юге, укрепить экономику за счёт торговых льгот. Россия, вступая в союз с Польшей, по сути, гарантировала её неприкосновенность от территориальных притязаний Пруссии и Австрии. Появлялся шанс на преобразование Польши в дружественное России славянское государство.
Однако этот союз блокировала Пруссия и польская «элита». Прусский король Фридрих-Вильгельм II, боявшийся усиления России и Австрии в ходе войны с Турцией, пообещал польскому сейму союз, гарантии независимости, свободы и безопасности Польши. Польские паны предпочли поверить Пруссии. Свою роль сыграла многовековая неприязнь к России и иллюзия, что западные державы совершенно бескорыстно будут поддерживать поляков против русских.
Свою роль сыграла и Французская революция. Польская шляхта, не понимая сути происходящих во Франции событий, стала подражать французским революционерам. Польских панов охватила идея введения новой конституции. В мае 1791 г. о введении новой конституции объявили в Варшаве. Фактически это был государственный переворот.
В Петербурге к перевороту сначала отнеслись довольно спокойно. Однако увидев опасность ситуации, Петербург изменил своё отношение. Польша опасно бурлила. Паны вели страну к новой междоусобной войне. Усилились преследования диссидентов (так называли православных и протестантов). Многие обиженные магнаты стали предлагать Петербургу создать конфедерацию (В Речи Посполитой так называли временные военно-политические объединения шляхты) для восстановления старой конституции. Летом 1792 года в Польшу была введена русская армия. Одновременно в городке в Тарговице была учреждена конфедерацию для борьбы с королем Станиславом, который поддерживал новую конституцию. Императрица Екатерина II, успешно завершив войну с Османской империей, приняла тарговицких конфедератов под свое покровительство. В Польше началась война между приверженцами новой конституции и Тарговицкой конфедерацией. Прусский король Фридрих Вильгельм II, по сути, обманул надежды польских панов и принял сторону России.
Русские войска заняли Вильно, где была создана ещё одна - Литовская конфедерация для восстановления старой конституции. Русские войска также заняли Гродно и Люблин. Польская армия под командованием Иосифа Понятовского, Тадеуша Костюшки и Зайончка потерпела поражение и отошла к Бугу. Многие сторонники новой конституции бежали из страны, а король присоединился к Тарговицкой конфедерации. В январе 1793 года Пруссия и Россия подписали конвенцию о втором разделе Польши. Россия получила западнорусские земли (значительную часть современной Белоруссии и Левобережной Украины). Пруссии отошла западная часть Польши, включая Данцигский округ. Австрия в этом разделе не участвовала. В июле 1793 г в Гродно был подписан русско-польских договор об отказе Речи Посполитой на вечные времена от земель указанных в соглашении.
Русское правительство было удовлетворено вторым разделом Речи Посполитой и желало мира, и стабильности на оставшейся части Польши. У России были другие серьёзные задачи, чем новый раздел Польши. Петербургу было выгодно иметь буфер на границах с Пруссией. Но в Польше мира не было и не могло быть. Польские паны ненавидели Россию и мечтали о мести. С учётом военно-экономического потенциала Речи Посполитой и её внутреннего разложения, воевать в её положении было самоубийством. Однако шляхту это не волновало. Польские паны своим эгоизмом, страстью к авантюрам и развлечениям разрушили великую державу и подвели Польшу к логическому концу – самоубийству.
Группа весьма темных личностей составила заговор и избрала своим лидером популярного генерала Т. Костюшко. Он воевал в ходе Войны за независимость, получил чин генерала, вернувшись в Польшу, вступил в армию Иосифа Потоцкого. За неимением других талантливых генералов Костюшко стал национальным героем. Костюшко заручился поддержкой Франции и возглавил восстание.
Первым выступил генерал Мадалинский, который отказался подчиниться решению гродненского сейма и распустить свою кавалерийскую бригаду в Остроленке. Польские повстанцы перешли прусскую границу, заняли город Солдау, где захватили казну прусских войск. Прихватив деньги, Мадалинский сбежал в Польше и двинулся на Краков. Костюшко поспешил туда же. 16 марта 1794 г. в Кракове Костюшко назначили главнокомандующим и вручили полномочия диктатора. В разных частях Польши и Литвы вспыхнули мятежи.
4 апреля 1794 г. направленный для подавления мятежа Мадалинского отряд Тормасова был вынужден отступить, и бросил все орудия. Это небольшая тактическая победа вызвала ликование по всей Польше. 17 апреля началось Варшавское восстание, которое завершилось бойней. Часть русского гарнизона была перебита. Большая часть русского гарнизона штыками проложила себе дорогу из Варшавы. Синхронно восстание началось в Вильно. Поляки внезапно напали на русский гарнизон. Часть гарнизона погибла или попала в плен. Другие прорвались из города.
Костюшко с титулом генералиссимуса объявил всеобщую мобилизацию и собрал большую армию, но она была плохо вооружена. Пруссия ввела в Польшу войска. Пруссаки заняли Краков и стали готовиться к штурму Варшавы, но восстание поляков в тылу (в Великопольше, в областях, незадолго перед тем присоединенных к Пруссии), заставило прусского короля отвести войска назад. Австрийцы также ввели войска в Польше, заняли Краков, Сандомир и Хелм, но этим и ограничились. В Вене считали, что они обеспечили за собой участие в новом разделе и не собирались воевать всерьёз.
Главное командование русскими войсками Екатерина II поручила графу Румянцеву. Старый и больной полководец принял первое и последнее решение, вызвав в Польшу Суворова без санкции императрицы. Лишь задним числом Екатерина написала: «Я послала две армии в Польше – одну действительную, другую Суворова». «Пойдём и покажем, как бьют поляков!» - воскликнул Суворов. В августе он выступил с 8-тыс. отрядом из Немирова, и сделал 560 верст за 20 дней, двигаясь по труднопроходимым дорогам.
4 сентября Суворов разбил под Кобриным польский отряд Ружича. 6 сентября Суворов при Крупчиче, в районе Кобрина, опрокинул отборный 16-тыс. корпус Сераковского. Лучшие польские части, хорошо вооруженные и экипированные, отчаянно бились. Однако Суворов штыковыми атаками своих чудо-богатырей разбил польские войска. Сераковский отступил к Бресту. 8 сентября под Брест-Литовском Суворов довершил разгром корпуса Сераковского. Практически весь корпус был уничтожен. Остатки поляков бежали в Варшаву. Известие о появление Суворова и его непобедимого воинства сильно деморализовало польские части. Костюшко лично выехал к Сераковскому и щедро наградил выживших. При этом он издал приказ о расстреле паникеров и создании частей с пушками для расстрела бегущих.
Понимая, что необходимо удержать инициативу, Костюшко решил атаковать русский отряд генерала Ферзена и не дать ему соединиться с Суворовым. 29 сентября (10 октября) 1794 года в битве под Мацеёвицами войска Ферзена и Денисова разгромили Костюшко. Сам польский диктатор попал в плен.
Суворов, присоединив к себе отряды Ферзена и Дерфельдена, двинулся на Варшаву. 15 октября русские войска у селения Кобылка разгромил отряд Майена. 22 октября русские войска вышли к Праге – сильно укрепленному предместью Варшавы, которое располагалось на правом берегу Вислы. Силы были примерно равны: 20-30 тыс. поляков при 104 орудиях (по другим данным - 200), около 25 тыс. русских при 86 орудиях. 24 октября в ходе ожесточенного боя, в котором погибло до 10-15 тыс. поляков, русские войска взяли Прагу. Пленение Костюшко и страшный штурм Праги парализовали волю большинства повстанцев. Варшава сдалась. В итоге меч Александра Суворова завершил историю Речи Посполитой.
Новый подвиг поставил Суворова выше остальных полководцев. «Ура! Варшава наша!» - написал он императрице. «Ура! Фельдмаршал!» - ответила Екатерина. Чин фельдмаршала и имение в 7 тыс. душ стали наградами полководца. Он также был награждён прусскими орденами Чёрного и Красного орла, а австрийский император прислал Суворову свой портрет.
Суворов крайне милостиво отнесся к оставшимся повстанцам, дал им возможность вернуться к мирной жизни. После капитуляции Варшавы и объявленной Суворовым амнистии почти все войска повстанцев по всей Польше в течение недели сложили оружие. Несколько отрядов ещё некоторое время партизанили, но вскоре сдались и они, или бежали за границу.
Польский король Станислав-Август отрекся от престола и выехал в Гродно, а затем в Петербург. Польское государство было ликвидировано. 24 октября 1795 года в Петербурге была подписана трехсторонняя русско-прусско-австрийская конвенция о третьем разделе Речи Посполитой. Три державы взаимно гарантировали друг другу новые владения, полученные при разделе Польского государства, вплоть до военной поддержке в случае покушения на эти владения любых третьих сторон или попыток восстановления Польши. За Пруссией осталась Варшава, включая Правобережье Вислы, за Австрией – Краков. Территории, перешедши в состав Российской империи, были разделены на три губернии - Курляндскую, Виленскую и Гродненскую. В целом в ходе трёх разделов Речи Посполитой Россия получила русские земли, которые раньше входили в состав Русского государства. Только Белостокский округ отошёл Пруссии, а Галиция Австрии. Коренные польские земли, населенные этническими поляками, отошли Пруссии и Австрии.
Самсонов Александр