Если грань войны между США и Россией будет перейдена, то от Прибалтики просто ничего не останется
Российские предложения к США о формировании условий для стратегической стабильности в Европе вызвали предсказуемое возмущение на Украине, в Польше и странах Прибалтики
Отчаянное противодействие попыткам урегулировать геополитический конфликт в Восточной Европе со стороны местных агентов США еще более затрудняет выход Москвы и Вашингтона на какие-либо системные договоренности, которые привели бы к деэскалации. В таком случае единственная альтернатива переговорам между Россией и США — новый Карибский кризис, наиболее вероятная площадка для которого в сегодняшних условиях — страны Прибалтики.
«Мы договорились, что не можем позволить России проводить новые «красные линии». Европу нельзя разделить на сферы безопасности, нельзя запрещать странам выбирать их ориентацию безопасности», — прокомментировал министр обороны Литвы Арвидас Анушаускас российские предложения к НАТО о письменных и юридически обязывающих гарантиях нерасширения НАТО на восток в ходе встречи с немецкой коллегой Кристиной Ламбрехт.
По мнению литовского министра, политика расширения НАТО — это не подлежащий дискуссии с Россией вопрос. Если по поводу военного присутствия НАТО в Европе будут вестись переговоры с Москвой, это приведет к расколу внутри Североатлантического альянса.
Адресат этих слов министра обороны Литвы — не Кристина Ламбрехт и не Москва. Адресаты находятся в Вашингтоне.
Все восточноевропейские сателлиты Америки последние дни публично дают понять своему заокеанскому патрону и покровителю, что выход на какие-либо соглашения с Москвой по войскам НАТО в граничащих с Россией странах означает «скандал в благородном семействе»: раскол и конец трансатлантической солидарности.
И можно не сомневаться, что Польша, страны Прибалтики и компания на это пойдут. Их степень зависимости от США не следует переоценивать. Восточноевропейские лимитрофы могут быть ценны для американцев только в качестве русофобов, поэтому свою абсолютную антироссийскую непоколебимость они готовы демонстрировать даже в укоризну самим американцам. Когда в 2009 году США отменили размещение системы ПРО в Польше президент Литвы Даля Грибаускайте даже бойкотировала званый ужин с Бараком Обамой.
Будь сейчас президентом США Дональд Трамп, он бы на эти намеки самых жалких союзников Америки устроить скандал и раскол плюнул и растер. Трамп к чувствам зависимых от военной помощи США стран-членов НАТО всегда относился без малейшего уважения.
С Джозефом Байденом все сложнее. Его команда пытается преподнести восстановление испорченных Трампом отношений с союзниками по НАТО как одно из достижений администрации Байдена. Достижений во внешней политике у нее немного, поэтому, что называется, чем богаты.
Так что угрозы устроить скандал и выступить единым фронтом против «сговора с Путиным» для Белого дома имеют значение. Особенно, если дело будет перед выборами.
В такой ситуации ожесточенного противодействия восточных стран НАТО переговорам России и США вероятность прийти к какому-то стратегическому соглашению по безопасности, и без того крайне низкая, вовсе стремится к нулю.
Причем со стороны Вашингтона однозначного заявления о том, что российские предложения письменно закрепить параметры присутствия НАТО в Европе немыслимы, невозможны и необсуждаемы, доселе не прозвучало. То есть в Белом доме готовы к разговору по этой теме с Кремлем. Другое дело, что прийти к какому-либо компромиссному решению по этой теме Вашингтону с Москвой будет трудно, а в условиях, когда их переговоры сопровождает восточноевропейский хор «свидетелей зрады», почти невозможно.
Этот хор уже сейчас включил свои голосовые возможности. О невозможности пойти навстречу «катастрофическим для европейской безопасности» требованиям уже объявили Эстония, Латвия, Польша, Литва, Украина. Чем большего прогресса достигнут на переговорах Россия и США, тем громче будет звучать этот сводный ансамбль.
Соответственно, надежды на деэскалацию путем переговоров становятся все более призрачными. А какая альтернатива? Накопившийся клубок противоречий можно распутать только двумя путями: переговоры либо полномасштабный военный кризис.
Курс на эскалацию, который проводят сейчас восточные европейцы, приведет в конце концов к новому изданию Карибского кризиса, который разразится именно на их территории.
Прибалтика здесь даже более вероятная площадка для военно-политического клинча, чем Украина. Джозеф Байден после видеоразговора с президентом России Владимиром Путиным обозначил переговорные позиции Америки так: в случае войны США за Украину с Россией воевать не пойдут, потому что Украина — не член НАТО. Другое дело — страны, которые уже входят в Альянс. Этих своих союзников американцы в случае войны, конечно, поддержат.
И подтвердил намерение отправить дополнительные военные силы на «восточный фланг» НАТО.
Однако для России не имеет никакого принципиального значения, где именно будут размещаться американские ударные группировки: под Харьковом или под Таллином. Это варианты из серии «оба хуже».
Что Прибалтика, что Украина — это граница с центральными областями России. Что там, что там подлетное время — несколько минут до Москвы и Санкт-Петербурга.
В любом случае задеваются жизненные интересы России и встает вопрос о ее безопасности. Поэтому по Прибалтике переговорная позиция Москвы будет не менее жесткой, чем по Украине.
Если США решат улучшить свою переговорную позицию размещением на северо-западных границах России мощной наступательной группировки, то именно Прибалтика станет ареной столкновения двух ядерных сверхдержав.
И чем бы это столкновение ни закончилось, главным проигравшим от него останутся сами страны Прибалтики.
Если новый Карибский кризис закончится новыми фундаментальными соглашениями о взаимном сдерживании и учете интересов друг друга, то Литва, Латвия и Эстония станут объектами этих договоренностей, мнения которых после встряски от перехода на грань большой войны больше никто слушать не станет.
Ну а если грань войны будет перейдена, то от стран Прибалтики просто ничего не останется.
Александр Носович
Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.