Пограничные территории России под прицелом: ВСУ меняют тактику

20.04.2024

В ВСУ сменили тактику против России, добавив к своему арсеналу метеозонды. Эти недорогие аналоги дронов, по словам экспертов, оказались "крайне неудобными противниками для ПВО". Почему это не только выгодно для противника, но и очень опасно для России.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:"ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ":КИЕВ ПРИДУМАЛ ХИТРЫЙ ПЛАН

С начала весны над Россией фиксируются воздушные шары, посланные со стороны противника. Аэростаты обнаружены над Брянской, Липецкой, Курской, Калужской областями.

Так, в ночь на четверг, 18 апреля, наши ПВО сбивали не только ракеты и дроны, но и воздушные шары со взрывчаткой, замаскированные под обычные метеозонды для прогнозирования погоды.

Один из упавших шаров недавно был найден в  Тарусском районе Калужской области, сообщает телеканал "360". На место происшествия прибыли оперативные службы, а жителей эвакуировали.  

Воздушные шары в боевых условиях - явление не новое, напоминает военный обозреватель Царьграда Влад Шлепченко. Использовать аэростаты для сбрасывания бомб пытались ещё японцы во время Второй мировой войны, атакуя позиции США.

Поскольку там о точности речи вообще не шло, то они снаряжали их зажигательными бомбами, чтобы спровоцировать масштабные лесные пожары,

- рассказал Шлепченко, отметив, что идея была не слишком удачной.

Потом уже, в годы холодной войны США активно применяли шары для проведения разведки в глубинных районах СССР. 

Как поясняют эксперты, ВСУ сменили тактику. И это, судя по объяснениям военных аналитиков, очень опасно для России. Прежде всего - для пограничных территорий.

Теперь Украина решила воспользоваться недорогими аналогами БПЛА и ветреной погодой, чтобы нанести удары по русским городам. Противник учёл, что ветер дул с территории Украины к центру европейской территории России, и направил вглубь нашей страны одноразовые метеозонды, которые обычно используются для изучения атмосферы. Однако на этот раз аэростаты были начинены взрывчаткой.

Бывший военный метеоролог подполковник запаса Александр Ильин рассказал, в чём состоит замысел врага. Он пояснил, что метеорологические шары неуправляемы, однако, зная направление ветра, их вполне можно использовать.

Например, в течение этой недели ветер как раз дул с юго-запада. С территории Украины все потоки были направлены в центр европейской территории России,

- пояснил Ильин в беседе с URA.RU.

В военных целях на зонды можно крепить бомбы и зажигательные смеси, которые сбрасываются по сигналу GPS. При этом аэростат может быть достаточно большим - до двух метров в диаметре, хотя противник предпочитает использовать малые размеры.

Шар надувают до определённых размеров и подвешивают на него любое оборудование. На него могут установить контроллер, который по координатам со спутника в определённом месте может отстегнуть подвесную систему, в которой в том числе могут находиться и взрывчатые, и зажигательные вещества,

- рассказал Ильин.

Разумеется, метеозонды нельзя использовать постоянно, так как ветер не всегда дует в нужном направлении. Однако иногда военные их применяют - как для атак, так и в разведывательных целях.

Среди плюсов использования аэростатов эксперты называют малую заметность для ПВО. Кроме того, шары имеют свои преимущества перед дронами-разведчиками. Такие объекты способны сделать снимки на большей высоте, по сравнению с БПЛА, а также летать на более дальние расстояния, пояснил заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений Института актуальных международных проблем МИД России Вадим Козюлин в комментарии для Рravda.ru.

Воздушный шар может пролететь на большую дистанцию, он дольше держится в воздухе, у беспилотника - это часы, а у воздушного шара будут дни,

- рассказал Козюлин.

Большим минусом при этом является непредсказуемость траектории движения шара, так как ветер может измениться, вопреки даже самым точным прогнозам погоды. Как полагают эксперты, зонд может занести обратно на Украину или даже в Польшу, где мина может упасть на гражданский объект. Всё это делает использование зондов крайне опасным мероприятием.

Ветер по высотам может меняться чуть ли не на 180 градусов. Сегодня он один, а завтра другой. Всё это создаёт немало проблем,

-пояснил газете "Взгляд" Андрей Краснопёров, пилот первого класса, майор запаса ВВС.

Аналогичного мнения придерживается и военный эксперт Алексей Леонков.

Вопрос в том, куда упадёт эта мина? Сброс может произойти, когда шар будет пролетать над населённым пунктом. В таком случае боеприпас наделает беды,

- отметил он, не исключив, что сброс может намеренно произойти над мирными объектами.

Как отмечает военный обозреватель "Газеты.Ru" полковник в отставке Михаил Ходарёнок, говорить о каком-то прицеливании можно, лишь когда аэростат находится в пределах видимости операторов, и они могут дать команду к отцеплению боевой части над мишенью.

Во всех остальных случаях бомбометание с аэростатов будет происходить исключительно наугад, под удар в этом случае могут попасть сугубо гражданские объекты, и поэтому в большинстве случаев боевое применение воздушных шаров-бомбардировщиков следует рассматривать как акт воздушного терроризма,

- отметил Ходарёнок.

Военный обозреватель полковник в отставке Виктор Литовкин также не сомневается, что воздушные шары - орудие террористических атак. Именно этими целями он объяснил появление зонда над Курской областью 16 апреля.

Взрывное устройство могло быть сброшено прицельно: смотрели через оптический прибор, куда летит шар, над чем он пролетает, а потом хотели сбросить, если объект достоин того, чтобы удовлетворить желание этих негодяев-террористов,

- отметил Литовкин в комментарии для "Радио 1".

Воздушные шары ВСУ, как правило, оборудованы управляющей электроникой, балластом и батарейками типа "Крона" в качестве источника питания. Некоторые шары несут 81-мм мины, другие имеют уголковые отражатели для радаров, чтобы ПВО приняла шар за дрон и выдала свою локацию. Кроме того, такие аэростаты могут использовать для разведки.

Аэростаты ­даже дешевле, чем беспилотники, а для зондирования погоды противнику они больше не нужны. Поэтому использовать их хоть и опасно, но выгодно.

Украина получает метеоданные из открытых источников или напрямую от американских спутников. По ним можно оценивать силу и направление ветра в зависимости от высоты,

- поясняет Алексей Леонков.

Как отмечает Леонков, Россия вполне эффективно сбивает аэростаты противника с помощью авиакомплексов и систем ПВО, хотя противник, очевидно, надеялся, что ввиду малых размеров и низкой скорости шары пролетят незамеченными.

У ПВО, действительно, есть ограничения, чтобы, например, не реагировать на перелёты птиц. Но эти шары, как мы видим по сводкам, всё равно засекают и сбивают,

- отметил Леонков.

При этом Андрей Краснопёров обеспокоен тем, что в случае изготовления оболочек шара из целлюлозы и без использования металла они действительно могут быть незаметны для радаров.

Но мы всё равно научимся с ними бороться. Сам шар не виден, но прицельный комплекс для сброса мин, электроника и другое оборудование должны быть заметны для РЛС,

 – объяснил Краснопёров.

К примеру, предлагает эксперт, для нейтрализации шара можно использовать беспилотники, которые способны уничтожить зонд одним касанием, пробив его как таран. Это будет намного дешевле, чем сбивать воздушные шары ракетами.

Шлепченко оценивает перспективы борьбы с аэростатами не столь оптимистично, как другие эксперты. По словам обозревателя Царьграда, против России выставили "крайне неудобного противника для ПВО". Помимо того, что воздушные шары сами по себе радиопрозрачны (засечь можно лишь полезную нагрузку), так ещё и могут взлетать крайне высоко - до 30-35 км. На такой позиции достать их могут только реактивные самолёты, да и то очень немногие, такие как высотные перехватчики МиГ-25 и МиГ-3. Однако из-за крайне медленной скорости шара самолёт очень сложно на них навести.

Шлепченко отмечает, что пока воздушные шары ВСУ летают на высотах 17-25 км и несут взрывчатку, а не, к примеру, камеры. Еще один важный нюанс: зонды используются в небольших количествах - по три-пять штук. До тех пор, пока противники будут их применять в таком количестве и снабжать небольшими боеприпасами, это будет средство воздушного террора, не более.

Но вот если они подготовят несколько сотен таких зондов и выпустят их в июле-августе, когда у нас южные, сельскохозяйственные регионы - Ростовская, Волгоградская и другие области высыхают как порох, вот тогда они реально могут нанести нам серьёзный вред за счёт провоцирования масштабных ландшафтных пожаров и уничтожения полей,

- отметил Шлепченко.

Другой опасный для России вариант - оснащение метеозондов противника разведывательной аппаратурой. Оптико-электронные станции позволят обнаруживать ОТРК "Искандер", ЗРК С-300 и С-400 по свечению ракетных выхлопов. Если враги будут подвешивать к зондам контейнерные модули радиотехнической разведки, то смогут вскрывать систему ПВО.

У аппаратов, которые летают на высоте в десятки километров, горизонт находится в сотнях километров. Соответственно, они смогут пеленговать и определять местоположение наших РЛС на расстоянии в 300-400 км. И при такой дальность обнаружения уже не так важно, как там этот шар летит,

- пояснил Шлепченко.

В целом, отмечает эксперт Царьграда, введение воздушных шаров - довольно сильный асимметричный ход противника, который ставит перед русскими силами очень непростую задачу противодействия таким метеозондам. В то же время пока рано пугаться, потому что гипотетические возможности не всегда конвертируются в реальные изделия.

Хороший пример: Украина до сих пор не создала функциональный аналог нашей "Герани", хотя технология простая и все комплектующие у противника в доступе. Так что паниковать рано, полагает Шлепченко.

Будем надеяться, что наши военные сейчас будут думать на перспективу и начнут готовить ответ. Ну а жителям и властям южных регионов нужно заранее озаботиться средствами и силами борьбы с пожарами, чтобы не получилось, как с НПЗ,

- отметил он.

Ранее, в мае 2023 года, Царьград писал о необходимости внедрять иранский опыт защиты зданий сетками и решётками, однако идея так и повисла в воздухе. До тех пор, пока глава Республики Татарстан Рустам Миниханов не предложил это русским предпринимателям после серии ударов по НПЗ в апреле текущего года, которые привели к "просадке" выработки топлива на 12%, напомнил Шлепченко.

В общем, на ПВО надейся, а сам не плошай. Мужикам стоит готовиться к записи в добровольные противопожарные дружины, губернаторам - заранее выделять машины и связь. Не пригодится - и слава Богу. Но если противник начнёт массировано применять воздушные зонды, отбиваться придётся и военным, и гражданским,

– подытожил Шлепченко.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:ИГРЫ КОНЧИЛИСЬ: США ПОСЛАЛИ КИЕВУ СРОЧНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:НЕБРАТЬЯ В ШОКЕ: "КЛЕЩИ" ДЛЯ ВСУ УЖЕ СЖИМАЮТСЯ

 

Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.

 

Количество просмотров:0

Материалы по теме

Материалы по теме

Картина Дня

Мнения

Видео