Инсайды из Сирии: Русские базы под прицелом или в безопасности?
Сирийская Арабская Республика прекратила своё существование. Её недолгая история насчитывает чуть больше 60 лет, и практически всё это время государством правила семья Асадов.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:«КАТАСТРОФА В СИРИИ»: ЧТО БУДЕТ С РОССИЙСКИМИ БАЗАМИ В ТАРТУСЕ И ХМЕЙМИМЕ?
Но у любого знающего Ближний Восток человека САР ассоциируется не только непосредственно с Асадами, но и с Россией. Ведь наша страна всегда имела тёплые и союзнические отношения с Дамаском. Даже в 1990-е годы, когда Москва отворачивалась от своих друзей, старые контакты никуда не делись и постоянно поддерживались. Позже Сирия стала одной из немногих стран, которые признали независимость Южной Осетии и Абхазии, воссоединение с Крымом, а потом с Донбассом и Новороссией. Теперь такого государства больше нет.
В конце 2015 года казалось, что Россия вернулась в Сирию навсегда. На несколько десятилетий — уж точно. Тогда режим (в хорошем смысле) Башара Асада висел на волоске, но совместные силы САА, ВКС и ССО России, ЧВК "Вагнер", "Хезболла" и КСИР нанесли в течение нескольких лет сокрушительный удар по террористам.
Большинство радикальных группировок прекратили своё существование, а остатки скопились в идлибском гадюшнике под патронажем Анкары. В первые месяцы 2020 года шла наиболее ожесточённая схватка. Турецкие войска не просто снабжали и консультировали "бармалеев", а принимали прямое участие в боевых действиях.
И Сирийская арабская армия мужественно сражалась, освобождая свою землю от оккупантов. Было уничтожено огромное количество турецкой техники, в том числе новейшие ударные беспилотники Anka. Безусловно, при непосредственном участии союзников. Без них военные успехи САА были бы невозможны. Но тем не менее.
Идлиб тогда недобили. Понадеялись на договорённости с Анкарой. И действительно, казалось, что военный триумф навсегда и ничто не сможет пошатнуть положение Москвы, Дамаска и Тегерана. Здесь следует отметить два важных момента.
Во-первых, семья Асадов симпатизировала России, поскольку видела в нашей стране искомый баланс между светскостью и соблюдением традиции. С влиянием Ирана, конечно, тоже было необходимо считаться и персам были позволены определённые действия в Сирии.
Однако Тегеран практически не работал с высшим руководством республики, за что имел серьёзную обиду на Асада, которого считал обязанным себе за спасение. Безусловно, Иран имел полное право так считать. Но искать правых и виноватых на Ближнем Востоке — дело неблагодарное.
Во-вторых, Асаду с 2020 года стало казаться, что победа достигнута окончательная, а не промежуточная. Его положение, пожалуй, было самым крепким со времён начала "революции" в 2011 году. Поэтому никаких действий, укрепляющих сирийскую государственность, предпринято не было. Ни укрепления боеспособности армии, ни восстановления экономики и инфраструктуры, ни реформы государственного аппарата.
Понятно, что во время активных боевых действий заниматься многими вещами нет времени. Но у Асада было четыре с половиной условно "мирных" года. Более того, произошла деградация всех сирийских государственных структур. Отсюда их полная неспособность противостоять боевикам и позорная сдача страны всего лишь за 10 дней.
А что Россия?
Главная за произошедшее, безусловно, лежит на Башаре Асаде. Этого никто не отрицает. За предыдущие дни только ленивый не пнул уже бывшего сирийского лидера. Но вопрос здесь состоит в другом: почему Россия не предпринимала усилий для укрепления государственности САР?
Легко сказать, что раз Асад этим не хотел заниматься, то какой спрос с Москвы? Такие рассуждения являются ярким воплощением голубиной и нерешительной политики. Очевидно, что в Сирии мы не просто помогали Асаду сохранить власть, а в первую очередь отстаивали свои геополитические интересы. И за короткое время были достигнуты выдающиеся результаты. Поэтому наше положение в стране не должно было зависеть от управленческих компетенций Асада и коррумпированности местного бюрократического аппарата.
Причём важно отметить, что подобное не является особенностью Сирии. Такое присутствует на всём Ближнем Востоке. И если мы начинаем полноценно работать в регионе, то отдавать большую часть функций на "аутсорсинг" местным властям нельзя. Да что там Ближний Восток — Абхазия является ещё одним ярчайшим примером политики "невмешательства во внутренние дела".
В отличие от России, Турция создала в Идлибе полноценное генерал-губернаторство. Анкара занималась как военным, так и гражданским управлением. Также зачистила нелояльные ей экстремистские группировки, которые решили поиграть в "независимость". Русского генерал-губернаторства в Сирии, увы, не получилось.
Причём в 2020-2021 годах Башара Асада можно было через метод кнута и пряника подписать под любые наши условия. Вплоть до полного контроля над рядом ключевых направлений внутренней политики, таких как армия, силовые структуры, промышленность, энергетика, сельское хозяйство, инфраструктура, культура и т.д.
В военкорских телеграм-каналах была опубликована история, согласно которой Россия в 2018 году предложила САА реформу, в том числе через обучение военнослужащих и поставку современного вооружения в счёт льгот для российских компаний. Дамаск ответил отказом. Здесь возникает вопрос: как руководство страны, сильно зависимое от российской поддержки, могло пойти на такую "дерзость"? На самом деле это не дерзость, а, как написано выше, типичная для Ближнего Востока ситуация, с которой нужно уметь работать.
При этом Башар Асад подписал закон о режиме максимального благоприятствования работы российских компаний в Сирии. Нашим предприятиям на бумаге разрешалось делать всё что угодно и по очень выгодным условиям. Нужно ли дополнительно сообщать, что торгово-экономическое сотрудничество России и Сирии так полноценно и не запустилось?
Хотя возможности были отличные. Начиная с поставок в нашу страну сирийских фруктов и овощей (более дешевых, чем турецкие), заканчивая геологоразведкой и добычей. Но компании, приходя в Сирию, сразу же сталкивались с непреодолимыми трудностями. И ладно если дело было бы только в коррупционной составляющей местных чиновников (которых при генерал-губернаторстве можно было приструнить).
За все эти годы не была налажена ни полноценная морская логистика между Латакией/Тартусом и Новороссийском, ни нормальная финансовая инфраструктура. Даже сложно сказать, кто должен был заниматься этими вопросами. Таких людей просто не было.
И так, увы, во всём. Да, сирийское руководство и государственный аппарат оказались не подарком. Но это было понятно изначально, да и выбора другого не было. Однако на уровне высшего руководства страны договоренности выполнялись. Асад понимал свою зависимость, но Москва предоставила ему слишком много свободы действий, с чем он не справился.
Как бы то ни было, режим Асада оставался последним осколком арабского национализма, с которым у России никогда не было проблем и который никогда не угрожал нашей стране. Семья Асадов была самой светской из семей — правителей стран Ближнего Востока.
Впрочем, никакой катастрофы для России не произошло. Поражение сильно болезненное, но не критическое. Война в Сирии, в отличие от СВО, не является экзистенциальной битвой. Возможности вернуться будут постоянно, как и укрепить позиции в других странах региона. Ведь это Ближний Восток, где стабильность отсутствует всегда. Значит, предоставляет новые шансы. Главное — учесть прошлые ошибки. А может, мы и вовсе никуда не уйдём...
Но вернёмся к истории с российскими базами. Что известно на данный момент?
Первое - наши военные в полной боевой готовности, о чём сообщалось накануне официально.
Второе - источники настаивали, что одна из групп российских военных отрезана от основных сил. И теперь нужно политически решить вопрос с вызволением ребят.
Третье - военкор Олег Блохин показал, как "наши уходят из Кобани в Камишли". Он подчеркнул: "Дальше домой, на СВО. Здесь они нужны больше".
Тем временем CNN Türk настаивает, что Россия обратилась к Турции, чтобы безопасно вывести свои войска из Сирии. Причём источники настаивают, что военные силы выводятся отовсюду, но только не с морской базы в Тартусе и авиационной базы Хмеймим. Если это правда, то выходит, что договорённости о нашем присутствии сейчас соблюдаются.
Российских солдат отправят в регион, где находятся подразделения ВС Турции, а затем по воздуху отправят в Россию, - добавляют журналисты CNN Türk.
Интересной точкой зрения поделился в эфире того же CNN (но уже не турецкого) американский генерал в отставке Уэсли Кларк:
Байден поставил себе в заслугу происходящее в Сирии. Нет сомнений, что действия Израиля, при поддержке США ослабили Иран и "Хезболлу". Что касается России, я подозреваю, что президент Ирана и Путин уже всё уладили. Военно-морская база останется, а террористы не будут беспокоить русских.
Какие договорённости могли быть достигнуты Россией и Ираном? Конечно, лучше спросить у американского генерала. Но это не представляется возможным, поэтому мы лишь предположим. Вопрос редакция задала эксперту. Полковник запаса, первый министр госбезопасности ДНР, политический обозреватель Царьграда Андрей Пинчук пояснил:
Если брать общий контур логики, то, скорее всего, речь идёт о договорённостях относительно общей конфигурации положения или обстановки в регионе. Когда Иран не вмешивается, не пытается поддержать или уже не пытался, так как режим Асада рухнул, но и не пытается обострить военную обстановку, что, в свою очередь, приведёт к более радикальным действиям. Ну, потому что Иран всё-таки союзник России, поэтому если предположить, что, например, Иран начал боевые действия в отношении нового сирийского руководства, то, соответственно, понятно, что ответные удары должны быть направлены не только на Иран, но и на его союзников в регионе, в данном случае Россию. Я могу только предположить, что речь идёт об этой логике.
Что происходит после смены власти в Сирии?
Башар Асад, как настаивают источники ТАСС в Кремле, прибыл в Москву вместе с семьёй. Накануне, кстати, Reuters писало, что Асад погиб в авиакатастрофе. И то и другое тиражируется на уровне неназванных собеседников - это лишь предположение.
Между тем "вооружённая оппозиция" продолжает делить Сирию. И судя по всему, мира там не будет. Когда общий враг в лице Асада пропал, враждовать будут друг с другом.
Иран, если верить Reuters, установил прямые каналы связи с рядом групп в новом сирийском руководстве. А поддерживаемая Анкарой сирийская оппозиция установила контроль над городом Манбидж на севере Сирии, передаёт Reuters. Тем временем иранская газета Asr-e Iran настаивает, что самой большой ошибкой Асада стало "игнорирование требований общества", в результате чего он потерял поддержку народа.
Быстро старается действовать Армия обороны Израиля. Взяты под контроль новые районы в буферной зоне на границе с Сирией. Министр обороны Израиля Исраэль Кац заявил, что поручил ЦАХАЛ создать зону безопасности, свободную от стратегического оружия и террористической инфраструктуры, угрожающих Израилю.
Также он распорядился предотвратить контрабанду оружия из Ирана в Ливан через Сирию и уничтожить тяжёлые вооружения, включая ракеты наземного базирования, системы ПВО, крылатые ракеты и ракеты большой дальности.
Россия же предлагает продолжить переговоры по урегулированию под эгидой ООН.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:ИЗРАИЛЬ АТАКОВАЛ СИРИЮ, ПРИКРЫВШИСЬ ПАССАЖИРСКИМИ САМОЛЁТАМИ
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:ОБСТАНОВКА НАКАЛИЛАСЬ: РОССИЯ ЗАГНАЛА ТУРЕЦКИХ ВОЕННЫХ В ЛОВУШКУ
Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.