В России стартовал первый этап по деоффшоризации экономики
Пару недель назад Владимир Путин дал поручение правительству ввести налог на вывод дивидендного дохода за рубеж. Под данную статью попадает примерно 2/3 от общего оттока капитала. Правительство незамедлительно начало работу по этому вопросу.
Минфин России уведомил министерства финансов Люксембурга и Мальты об изменении договоров по избежанию двойного налогообложения в части повышения налога на дивиденды, выводимые за рубеж, до 15%. Об этом говорится в сообщении пресс-службы Минфина РФ.
"Минфин России направил письма министерствам финансов Люксембурга и Мальты о внесении изменений в двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения в части повышения ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов до 15%", - отмечается в сообщении.
В Минфине напомнили, что изменения вносятся в рамках реализации поручения президента РФ Владимира Путина, который предложил ввести повышенный (15%) налог на дивиденды, которые выводятся на зарубежные счета.
Чуть раннее, примерно неделю назад, подобное уведомление получили власти Кипра.
Именно эти три страны являются "лидерами" направлений оттока капитала из России. Впрочем, это неудивительно. Большинство российских оффшоров зарегистрировано на Кипре, инвестиционных фондов - в Люксембурге. Именно на счета в этих государствах начисляются дивидендные доходы. Раньше подобными государствами выступали всякие острова наподобие Виргинских, Каймановых, Багамских и т.д. Однако в результате мировой кампании по борьбе с незаконными финансовыми потоками, они были заменены более "цивилизованным" Кипром, Монако, Мальтой и т.д.
Отток капитала в прошлом году составил 27 млрд. долларов против 63 млрд. долларов в 2018 г. Это связано с тем, что в 2018 г. компании активно гасили займы в иностранных банках, в результате чего внешний долг РФ достиг рекордно низких значений.
В реальности чистый отток капитала из России составляет 20-30 млрд. долларов в год. В принципе, это не такие большие цифры. По нынешнему курсу это 1.5-2 трлн. рублей или же 1.3-1.5% ВВП страны. Момент, наверное, неприятный, но совсем не критический.
Так зачем же потребовалась борьба с этим явлением?
Сначала посчитаем цифры. Если бы налог был введен в 2019 году, то облагалось бы 18 млрд. долларов (2/3 от общей суммы). Это принесло бы в казну 2.7 млрд. долларов или же в районе 200 млрд. рублей. Большие это деньги? Однозначно нет. Бюджет одной только Москвы больше в 15 раз.
Основной смысл введения налога на дивиденды состоит в удержании этих денег внутри страны для дальнейших инвестиций. Потеря 15% делает вывод финансов в оффшор бессмысленным, поскольку даже околонулевые налоговые налоговые ставки на Кипре не смогут компенсировать тех убытков, которые будут образованы в результате нового налога.
Соответственно, у представителей бизнеса есть два варианта: либо положить на счет в российском банке, либо инвестировать в экономику. При первом варианте банки получают дополнительную ликвидность, которую уже сами инвестируют в экономику в виде кредитов населению и бизнесу. Конечно, более желательно последнее, но даже и потребительское кредитование существенно оживляет малый бизнес.
Во втором случае инвестиции в экономику идут напрямую, минуя банковскую прокладку.
Согласно Нацпроектам, доля инвестиции в ВВП к 2024 году должна достигнуть целевого показателя в 25%. По итогам 2019 года она равнялась 21.6%. Соответственно, осталось "найти" 3.4%.
Примерно 1% будет взят из перекрытия оттока капитала в оффшоры.
Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.