Михалков: «Мы переживаем разделение мира не только на богатых и бедных, но и на умных и глупых»

11.06.2021

После большого перерыва вышел новый выпуск «Бесогона ТВ» Никиты Михалкова, в котором он снова поднимает вопросы образования и будущего страны. Автор передачи задается вопросом: почему произошла трагедия в Казани и как подобные трагедии предотвратить? Только ли повысить возраст владения оружием? Но это ничего не даст, если ничего не поменять в голове у подростков. Они будут убивать не с 18 лет, а с 21 года. Поэтому ключ к решению проблемы – образование и воспитание.

«Проблемы нашей школы начались тогда, когда недальновидные чиновники постановили изгнать из школьного образования воспитание, предоставив это семье и улице. Только сегодня не улица воспитывает детей и даже не семья, а интернет. Знаете ли вы, что сегодня у каждого ребенка школьного возраста есть гаджет? Целый год пандемии заставил наших детей учиться дистанционно. Знаете ли вы, что, сталкиваясь с проблемами, трудностями, негативным отношением, наши дети обращаются с вопросами не к родителям и учителям, а к соцсетям? Они в интернете ищут помощи, а попадают в ловушку. Мы сами своими руками разрушаем систему образования и воспитания», – привел Михалков выступление бывшего детского омбудсмена Павла Астахова.

Об этой проблеме недавно упоминала председатель правления ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт», член экспертного совета по российскому ПО при Минцифры РФ Наталья Касперская, которая сказала столь же точно, сколь и лаконично: окно в преступный мир у каждого ребенка находится в кармане.

Но дело не только в преступности в сети, с которой худо-бедно, но борются, а в самой системе образования, из которого изгнано воспитание. Сама образовательная система калечит детей. Об этом очень точно в передаче сказала одна из матерей:

«Когда вы говорите об образовании, очень хотелось бы, чтобы вы думали не о «высоких технологиях», а о будущем страны – наших детях. Ни одна «высокая технология» не даст население, которое умеет рассуждать, анализировать делать выводы. Получается, что нашему государству не нужны думающие, размышляющие люди».

Совершенно верное замечание. Какие технологии были у Платона и Аристотеля? По меткому высказыванию британского математика и философа Альфреда Уайтхеда, вся философия – это заметки на полях произведений Платона. Который, между прочим, говорил о первичности идей, а не вещей. А Аристотель? Он создал логику, которой без изменения мы пользуемся уже 2,5 тысячи лет.

Михалков напоминает содержание форсайт-проекта «Образование-2030». Там ясно анонсируется «смерть форматов»: к 2025 году должны исчезнуть дипломы об окончании учебного заведения, система научных журналов, авторский учебник. А к 2035 году планируется уничтожить общеобразовательную школу, исследовательский университет и текст вообще как доминирующую форму знаниевой коммуникации. Что это значит? Человека разумного, думающего, читающего и пишущего должен, по планам разработчиков, заменить человек развлекающийся, тупой и глазеющий на визуальные образы, которые ему будет подсовывать цифровая система? Замах сделан на само слово как основу человеческого интеллекта. Все это на самом деле называется просто: уничтожение человека.

Смерть форматов, форсайт-образование(2020)|Фото: БесогонТВ

В принципе нормативным образом на телевидении и в интернете уже давно стал развлекающийся дебил. Сейчас в него активно добавляется элемент преступности, вырожденчества, извращений и продвигается эстетика самоуничтожения. И цифровизация играет здесь главную роль, потому что она позволяет все это делать под видом реформирования образования. Это геймификация, то есть замена обучения развлечением, «обучение» в соцсетях (кто-то в здравом уме верит в то, что ребенок будет учить уроки в соцсети?) и вообще сама цифровизация, которая не более чем разрушение настоящего образования. Вот в соцсетях борются с деструктивным контентом. Так сама цифровизация – это чисто деструктивная политика. Об этом 27 мая в Госдуме рассказала Анна Швабауэр, что показал Михалков.

Министр цифрового развития РФ Максут Шадаев тогда открыто заявил: денег на сельские школы и на учителей нет. А вот на цифровизацию есть. Что касается выступления известного эксперта Анны Швабауэр, то она рассказала все то, о чем постоянно говорит все последние годы, – о разрушении образования цифровизацией, которую навязывают насильно, без всякого обсуждения, вместе со всякими «цифровыми профилями» и фактически отменой живого учителя. Она привела ряд мнений разных ученых о вреде привязки к гаджетам для обучения. «Это удар по когнитивным аналитическим способностям наших детей«, – заключила она.

«А вы обратили внимание, как торопливо госпожа Швабауэр читает свой доклад. Как она чувствует, что ее не хотят слушать? Потому что то, что она говорит, не нравится тем, кто организовал круглый стол», – сказал Михалков (мы тоже обращали на это внимание в своем материале).

Он привел выступление врача-психотерапевта Андрея Курпатова на Давосском форуме 2020 года.

«Мы имеем эпидемию цифрового аутизма. Это состояние, при котором молодые люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом. Они не интересуются внутренним миром другого человека. Другие люди для них стали заменяемыми, так как они не видят ценности в них», – сказал врач.

 Курпатов рассказал о результатах важнейшего исследования 2017 года о том, как гаджеты влияют на умственные способности человека. Трем группам студентов давались задания. У одной группы телефонов не было, у другой он был в кармане, у третьей – лежал перед собой экраном вниз. Оказалось, что просто наличие телефона рядом резко снижает оперативную память мозга и «подвижный интеллект», что иллюстрируют соответствующие графики.

«Вы глупеете, когда с вами есть телефон. По сути, мы переживаем разделение мира не только на богатых и бедных, но и на умных и глупых», – заключил Курпатов.

О том, что даже простая визуализация оглупляет человека, говорили и писали давно. Так, знаменитый писатель-фантаст и «философ технологий» Станислав Лем еще в 1990-х писал, что дети становятся «жертвами неустанно бомбардирующей их мозг визуальной информации, передаваемой посредством телевизора». Это было еще на заре интернета. Что бы он сказал сегодня? Хотя Лем уже тогда ясно видел: сеть используется не для образования, а для кретинизации людей (выражение Лема). И даже касательно чисто образовательных целей у электронных средств есть, помимо достоинств, непреодолимые недостатки. Выхватывание и выведение на экран кусков текста мешает человеку сосредоточиться, а значит, мешает мышлению и обучению. Примечательно, что это утверждал рационалист до мозга костей.

Михалков также рассуждает о том, как антиценности мягко навязываются детям. В одном из заданий «Сберкласса» детям предлагается расставить знаки препинания в таком предложении: «Не все люди стремятся к непрерывному общению, для многих большой ценностью является одиночество, потому что наедине с собой можно быть настоящим и не стараться соответствовать чьим-то ожиданиям». Так внедряются установки на одиночество. Поразительно, что Лем сравнивал цифровизацию с пластиковой куклой для совокупления. Она в буквальном смысле разобщает людей и приучает их к суррогатам. Вместо живого общения – гаджет, вместо семьи и общения – виртуальный секс и т.д.

Любопытно, что Михалков упомянул о планирующемся создании в Санкт-Петербурге Университета свободных искусств и наук, что ранее анонсировал либерал со стажем и глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Это будет вуз в рамках «Сети университетов открытого общества» Джорджа Сороса, фонд которого был признан нежелательной организацией в России.

Также в передаче приводятся многочисленные примеры оглупления детей реформированной системой образования, из которой изгнано все полезное. Очень многие дети уже не знают в буквальном смысле ничего, кроме развлечений в своем гаджете. Их мозг разрушен развлечениями и развратом и они не могут сформулировать ни одной мысли. Их сознанием владеют какие-то блогеры-вырожденцы. И это не случайно. Почему в СМИ не пишут и не рассказывают о людях, которые что-то созидают: о рабочих, людях земли, ученых? – вопрошает Михалков. В результате мы и получаем тупых, агрессивных и ненавидящих Россию подростков и молодежь.

Что этому противопоставить? Михалков не дает ответа на этот вопрос. Он всегда подчеркивает, что прежде всего задает вопросы. Это тоже немаловажно. Ведь образование – это и есть прежде всего умение ставить вопросы. Потому что правильно поставленный вопрос – это уже половина ответа. Не потому ли нынешняя система так старательно пытается вытравить из людей желание задавать вопросы? Очень наглядно это проявляется в двух нынешних кампаниях – цифровизации и вакцинации. Там «лишние» вопросы вообще считаются признаком враждебности и происками недоброжелателей. А «неправильное мнение» запросто объявят «фейком». Министр просвещения Сергей Кравцов сказал же в ответ на данные о вреде гаджетов для здоровья детей: «Я вам официально говорю, что это фейк». Вот и весь разговор: кто с нами не согласен, тот будет объявлен «фейком».

Выдающийся физик Вернер Гейзенберг сказал, что образование – это то, что остается после того, как забывается все, чему учили. Что он имел в виду? Что главное – это не информация, которую сегодня раздобыть легче, чем ранее, а умение думать. А вот этому не научит ни одна технология. Об этом и сказал Михалков: он не против технологий, он против разрушения образования.

Мы тоже не будем давать своих ответов. Единственное, что напрашивается само собой, – это то, что пора перестать уповать на чиновников. Дети для них «новая нефть». Люди они только для родителей. Понимают ли это сами родители и готовы ли они что-то предпринимать – вот главный вопрос. Возможно, он не менее важный, чем вопрос, что делать с системой образования.

 

Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях. 

 

Количество просмотров:97

Материалы по теме

Материалы по теме

Картина Дня

Мнения

Видео