Азовское море: Пейзаж перед битвой
Наши пограничники стягивают к Керченскому проливу боевые корабли даже с Тихого океана и из Баренцева моря
Пристальный взгляд на происходящее в Азовском море приводит к удивительным выводам. Складывается впечатление, что пока украинские и российские военные в этой акватории грозно поводят во все стороны пушечными и пулеметными стволами, где-то за дипломатическими кулисами обеих столиц проходят напряженные, хотя и тайные дипломатические торги. Их исход, конечно, неясен. Поэтому одновременно стороны в некогда самом мирном море лихорадочно готовятся к серьезным боевым столкновениям.
На сегодня чисто внешне «картина маслом» такова. Киев и Москва продолжают слать шумные взаимные предупреждения по поводу Азовского моря и Керченского пролива. 16 ноября пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что наша страна обеспокоенно наблюдает за происходящим. И, «конечно, могут приниматься меры для защиты интересов российских мореплавателей и российских юридических и физических лиц». О том, что это за «меры» и чем они станут отличаться от уже давно принятых, — ни намека.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: ПАТОВАЯ СИТУАЦИЯ, ИЛИ СПАСЕТ ЛИ КИЕВ ЭСКАЛАЦИЯ ОБСТАНОВКИ В АЗОВСКОМ МОРЕ
Тем не менее, на другой день, 17 ноября, сильно перевозбудившаяся от слов Пескова депутат Верховной Рады Ирина Луценко, представитель украинского президента в украинском парламенте, принародно заявила, что Киев на это российское «неизвестно что» жестко ответит. Естественно — украинским «неизвестно чем».
Но изначально спусковой крючок вспыхнувшего совсем не страшного политического словесного мордобоя между двумя столицами стронул с места помощник главы Государственной пограничной службы Украины Олег Слободян. В минувший четверг он сделал сенсационное признание существующему на американские деньги и потому яро антироссийскому радио «Крым. Реалии». Со слов Слободяна, Украина арестовала или ввела другие ограничения на 15 иностранных судов, которые когда-либо после июля 2014 года заходили в закрытые порты «аннексированного» Крыма. Точная цитата спикера погранслужбы соседней страны такова: ««Если они (суда — «СП») попадают в нашу морскую экономическую зону или заходят в украинские порты, мы предпринимаем меры, чтобы ограничить их дальнейшее перемещение. Уже на 15 судов наложен арест или другие ограничения. Это все суда, которые нарушили законодательство Украины, посещая порты Крыма».
Вы не находите: с самого начала все выглядело достаточно странно? Если предположить, что действительно такая уйма не только российских, но и разноплеменных сейнеров, траулеров, танкеров, сухогрузов (или кого там еще?) нынче изнывают под прицелом бдительных стражей «жовто-блакитных» рубежей где-то у причалов Бердянска или Мариуполя — где реакция МИДов их стран? Где ноты протеста и вызовы украинских послов для объяснений? Где фамилии членов лишенных свободы экипажей? Каковы, наконец, национальная принадлежность и названия попавших впросак судов? Ни о чем таком мы и слыхом не слыхивали, пока к микрофону «Крым. Реалии» вдруг не вылез пан Слободян.
Тем не менее, новость «про 15 арестованных Украиной судов» подхватили все ведущие мировые информационные агентства. И понеслось…
Попытки пошарить в киберпространстве в поисках данных о новых украинских «узниках» в Бердянске и Мариуполе ни к чему не привели. В наличии только те сведения, что давно у всех, кажется, на слуху.
А именно: продолжается бесконечная сага керченского сейнера «Норд», с конца марта нынешнего года томящегося в Бердянске. Его экипаж, за исключением капитана Горбенко, пару недель назад Москва выменяла на украинских браконьеров, задержанных за незаконный рыбный промысел возле Крыма.
Сам сейнер Киев в конце октября выставили было на торги за 1,63 миллиона гривен (58 тысяч долларов). Да торги, как следовало ожидать, провалились. Потому что гипотетический украинский покупатель «Норда» наверняка подозревает, что рыбачить на нем можно только возле бердянского причала. Любой выход в открытое море с большой долей вероятности завершится тем, что на борт судна поднимутся теперь уже российские пограничники. И неправедно поднятый на мачте сине-голубой флаг тотчас безжалостно утопят в волнах, а новых владельцев пустят по миру. При этом сам «Норд» вернут куда и положено. То есть — в Керчь. И кто же при таких раскладах станет рисковать кровными 58 тысячами долларов?
10 августа 2018 года в Херсоне задержан весьма опрометчиво зашедший туда танкер «Механик Погодин» с 12 членами экипажа на борту. Что примечательно — в Крыму это новенькое судно после 2014 года вообще, видимо, не успело побывать. А в лапы Государственной пограничной службы Украины угодило лишь потому, что его строительство финансировала российская лизинговая фирма, с недавних пор ходящая под киевскими санкциями. Поэтому совершенно неясно, входит ли этот совершенно пиратский захват в число 15 «перемог», которыми теперь хвастается Слободян.
Идем далее. 26 октября 2018 года в порт Мариуполя зашел сухогруз Comet под флагом Либерии. Он следовал в Антверпен с грузом металла. И тоже был схвачен. И тоже совсем не за Крым. Просто властям Украины показалось, что его груз произведен на Алчевском металлургическом комбинате, над которым сегодня реет знамя Луганской Народной республики.
Впрочем, всего через несколько дней вопреки суровейшим угрозам Киева Comet с извинениями был выпущен на свободу. Не ссориться же, в самом деле, Украине с Европой из-за жалких 3 тысяч тонн проката на его борту!
В сухом остатке: в связях с Крымом обвинен и арестован все тот же злополучный «Норд». Все, больше ни об одной подобной «перемоге» стражей украинской границы нигде ни слова. Откуда же число «пятнадцать», наделавшее столько шороху?
А вы снова внимательно прочитайте, что заявил Слободян. «Наложен арест или другие ограничения». Наверняка ключевые слова здесь — именно «иные ограничения». Что они означают с точки зрения Киева, сказать трудно. Возможно — штраф. Или запрет вновь посещать украинские порты. Или сходить морякам по трапу на берег.
То есть, на выходе — пшик. Но шум, следует признать, и вправду вселенский. А в глазах собственного электората накануне президентских выборов решительность нынешнего режима паном Слободяном очерчена весьма выпукло.
Но господь с ним, со Слободяном. Но на что действительно я бы обратил внимание: в последнее время куда-то на самом деле пропали горестные украинские стенания по поводу разорительных и поголовных проверок, которые многие месяцы (сразу после пиратского захвата «Норда») российская Береговая охрана ФСБ РФ устраивала в Керченском проливе тем, кто проходил под Крымским мостом к Бердянску и Мариуполю.
В Киеве считают, что по состоянию на конец октября 2018 года всего беспрецедентному контролю подвержено порядка 200 судов под флагами многих государств. Суммарный ущерб судовладельцев и портов от вынужденного простоя на якорях составил порядка миллиарда гривен. «Сто миллионов (гривен — „СП“) в месяц убытков насчитано только из-за задержания наших кораблей», — печально признался киевским журналистам депутат Верховной Рады Сергей Рыбалка.
В том, что теперь Киеву в Азовском море по неизвестной причине вдруг вышло резкое послабление, убежден и нынешний командующий группировкой украинских войск в Донбассе генерал-лейтенант Сергей Наев. На днях в интервью BBC News Украина он заявил: «Ситуация изменилась. РФ пока не проводит длительный осмотр кораблей, движущихся в украинские порты. Мы это заметили сразу».
С каких пор Москва разрешила ослабить контроль? Очевидно, очень недавно. Как минимум одно из последних сообщений на эту тему из Киева датировано 21 октября нынешнего года. В тот день, как сказано в официальном сообщении, «получил приказ остановиться от корабля Береговой охраны РФ сухогруз BLUE MOON, IMO: 8113293. Страна владельца — Ливан. Направление: Мисурата, Ливия. Инцидент произошел в 46 км к югу от Бердянской косы».
А вскоре, если верить Наеву, как отрезало. Что же случилось? Полагаю, все просто. Напомню, 30 октября Украина после более чем полугодовых проволочек все же вернула экипаж «Норда» в Керчь. Как уже сказано — всех, кроме капитана Горбенко. На которого — единственного! — украинская прокуратура завела уголовное дело.
Видимо, первый робкий, хотя и, конечно, вынужденный примирительный политический жест Киева в Москве оценили. Теперь бы понять: сокрушительное разорение украинских портов в Азовском море прекращено или лишь приостановлено? Ответ наверняка зависит и от того, как на Украине сложится дальнейшая судьба ожидающего суда в Херсоне Горбенко.
Но вообще-то все это — частности. Как следует из других событий, политический шторм в Азовском море только нарастает. При этом ни в Москве, ни в Киеве разрядки не ждут. Именно поэтому в последние месяцы Россия отовсюду в пожарном порядке стягивает сюда многочисленные пограничные сторожевые корабли (ПСКР) и катера. Так бывает обычно, когда вооруженное противостояние не просто не исключено — оно очень вероятно.
Вот лишь последние новости на этом направлении.
Из Севастополя поближе к Крымскому мосту, в Керчь, временно прикомандирован ПСКР проекта 22460 «Аметист» (вооружение — одна шестиствольная 30-мм артустановка АК-630М, два 12,7-мм пулемета).
Позднее из Черного моря в Азовское переведены ПСКРы Береговой охраны ФСБ РФ «Керчь», «Безупречный», «Балаклава», а также новое аварийно-спасательное судно «Капитан Гурьев».
В Новороссийске заканчивает испытания только что построенный в Зеленодольске и спущенный на воду в минувшем июне ПСКР 1-го ранга ледового класса «Петропавловск-Камчатский» (проект 22100, шифр «Океан»). Изначально он был предназначен для службы на Тихом океане. Но, судя по всему, «Петропавловск-Камчатский» тоже ждет Азовское море. Вооружение этого корабля — одна 76-мм артустановка АК-176М, два 14,5-мм крупнокалиберных пулемета на морских тумбовых установках. Предусмотрена площадка для одного вертолёта типа Ка-27ПС, а также ангар для его хранения. Возможно использование с борта беспилотника Gorizont G-Air S-100.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: НАКАЛЯЮТ СИТУАЦИЮ: ЗАЧЕМ США ОБВИНИЛИ РФ В "АГРЕССИИ" В ЧЕРНОМ МОРЕ И АЗОВЕ
В октябре 2018 года с Кольского полуострова по внутренним рекам в Азовское море пришли ПСКРы проекта 10410 «Сыктывкар» и «Кизляр» (вооружение каждого - одна 76-мм артустановка АК-176М, одна 30-мм артустановка АК-630М и две пусковые установки ПЗРК «Игла»). Как ожидается, базироваться они тоже будут в Керчи.
В начале ноября из Ярославля в Азов по рекам доставлены два только что построенных пограничных катера проекта 1496М1 «Ламантин».
С учетом давно базирующегося на Темрюке отряда кораблей Береговой охраны РФ (двух ПСКР проекта 14230, судна обеспечения «Ханты-Мансийск» проекта 16900А, четырех пограничных патрульных судов и пяти пограничных сторожевых катеров), а также схожего морского пограничного отряда в Таганроге (еще двенадцать погранкатеров, два патрульных катера на воздушной подушке, девять малых катеров и трех десятков пограничных моторных лодок типа «Master-651» и «Master-540») против Украины все это выглядит просто непобедимой армадой. Однако если и при этих обстоятельствах командование все же стягивает в Азовское море силы и с других участков границы, выходит — генералы ожидают там все более грозных событий.
Сергей Ищенко Источник