Эволюция ПАК ФА: что сделано по программе Су-57 за восемь лет
Ровно восемь лет назад, 29 января 2010 года, в небо поднялся первый летный прототип российского истребителя Су-57 (ПАК ФА). Сайт телеканала «Звезда» рассказывает о том, какой путь прошла программа самолета за это время.
За время, прошедшее с той памятной даты, сделано очень многое. Самое главное: соответствующая программа от стадии начала летных испытаний опытного образца дошла до заключительного этапа постановки серийного производства товарной продукции. А позднее в наступившем году ожидается очередной шаг вперед – поставка Министерству обороны Российской Федерации первой серийной продукции, что позволит приступить к переоснащению одной эскадрильи ВКС России на новый тип боевой авиатехники.
Напомним, что летом прошлого года тогдашний главнокомандующий Воздушно-космическими силами России генерал-полковник Виктор Николаевич Бондарев обнародовал решение присвоить новому самолету индекс Су-57. И, хотя многие уже привыкли к обозначениям ПАКФА и Т-50, а собственно смена названий технических достижений не прибавляет, специалисты по всему миру получили четкий сигнал: главного заказчика машина устраивает, и он готов поставить ее в строй рядом с созданными ранее серийными самолетами всемирно известно марки «Су».
Подчеркнем, что Су-57 относится к истребителям пятого поколения, тогда как самые совершенные из строевых машин данного класса на службе ВКС России принадлежат четвертому. Разница в поколение говорит о том, что по сравнению с более старыми летательными аппаратами новый получил некие дополнительные качества, которые существенно расширяют его боевые возможности
От первого к пятому
Что означает разница на поколение в авиатехнике лучше проследить на исторических примерах. Советские истребители, созданные сразу после окончания Великой Отечественной войны – Як-23, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17 и другие, представляли собой реактивные машины, способные разгоняться до высоких дозвуковых скоростей.
Переход ко второму поколению, самым ярким советским представителем которого стал МиГ-21, сопровождался переходом к сверхзвуковым скоростям и ростом скорости до чисел Маха полета М=2 и более. Кроме замечательных скоростных и пилотажных качеств, самолет также получил многорежимную бортовую радиолокационную станцию «Сапфир-21» и самонаводящиеся ракеты Р-13 с инфракрасными головками самонаведения. Истребители второго поколения могли своими техническими средствами обнаружить представителей первого на большем удалении, своевременно занять выгодную позицию для применения ракет и уничтожить их этим новым видом оружия, а из-под ответной атаки уйти на скорости.
Среди представителей третьего поколения советских сверхзвуковых истребителей выделим МиГ-23. Он оснащался весьма продвинутым для своего времени (семидесятые годы прошлого века) радиолокатором («Сапфир-23Д»), способным видеть воздушные цели не только в свободном пространстве, но и на фоне подстилающей земной поверхности, а по радиолокационному лучу наводить на них ракеты средней дальности. МиГ-23 имел крыло изменяемой геометрии (консоли устанавливались на углы стреловидности 16, 45 и 72 градуса), которое позволяло менять аэродинамические характеристики планера для лучшего соответствия выбранному режиму полета, а также давало летчику возможность быстрее разгонять и сильнее тормозить самолет в ходе воздушного боя.
Четвертое поколение советских сверхзвуковых истребителей представлено МиГ-29 и Су-27, которые построены по интегральной схеме. Отказавшись от изменяемой геометрии, конструкторы установили неподвижное крыло с большим корневым наплывом в месте сопряжения с фюзеляжем. Сам фюзеляж сделали несущим, и на сверхзвуковых режимах он создает до половины величины подъемной силы планера. Вместе со значительным повышением тяговооруженности создаваемая силовой установкой тяга превосходит силу тяжести самолета, что позволяет ему выполнять вертикальные маневры с ускорением – замечательные свойства «крыла с корневым наплывом» дают этим машинам значительное превосходство в маневренности над истребителями второго и третьего поколений.
Пятое поколение отечественной истребительной авиатехники знаменует переход на сверхзвуковые скорости крейсерского полета (ранее продолжительный горизонтальный полет на сверхзвуке был возможен лишь на форсажном режиме работы силовой установки). А также значительное уменьшение заметности самолета в радиолокационном и других физических полях. Это обеспечивается формой планера и воздухозаборных каналов, применением специальных покрытий и за счет размещения ракетно-бомбового вооружения на внутренней подвеске (в специальных отсеках фюзеляжа). Обнаружить воздушного противника на большем, чем позволяют его собственные средства, расстоянии, быстро и скрытно занять выгодное для атаки положение и первым открыть огонь по врагу – вот главное, что может Су-57 по сравнению с предыдущим поколением.
Совокупность качеств
Поясняя разницу поколений, мы сознательно сосредоточили внимание читателей на одном-двух отличительных качествах более нового самолета. Конечно, более правильно будет говорить о некоем суммарном росте боевых возможностей крылатых машин по совокупности всех качеств, причем не только «революционной» (как, например, рост максимальной скорости «в разы», как то было в случае первого-второго поколений), но еще и «эволюционной» направленности (например, бортовые сенсорные системы с улучшенными характеристиками).
Разница в поколение по авиационной технике дает возможность продвинутой противоборствующей стороне навязать противнику свой характер воздушной войны, при котором тот будет нести гораздо больше потерь. При этом у летчиков более развитой в технологическом отношении державы будет гораздо больше шансов и возможностей выполнить поставленные боевые задания и живыми вернуться на аэродром вылета.
За восемь лет, прошедшие с первого полета Су-57, специалисты ОКБ им. П.О. Сухого и их смежники в промышленности вместе с военными институтами и другими структурами МО РФ «научили» новый самолет летать и стрелять. А это значит, что все бортовые системы, оборудование и вооружение прошли необходимые проверки, целью которых было показать, что все они функционируют в соответствие с требованиями, изложенными в техническом задании.
Еще один важный шаг был совершен в декабре прошлого года. Тогда истребитель впервые совершил полет с двигателем второго этапа, также известным под условным обозначением «Тип-30». Он обладает большей тягой, электронными системами и меньшим расходом топлива. Это позволит улучшить маневренность самолета, добиться крейсерской сверхзвуковой скорости, а в перспективе увеличить радиус действия истребителя.
Кроме того, на основной производственной площадке в Комсомольске-на-Амуре, в кооперации с другими предприятиями отечественной промышленности, налажен количественный выпуск нового типа самолета. Об этом говорит число построенных машин – десять летных экземпляров. Это пока еще не серия, но уже и не опытная сборка, коль скоро речь идет о завершении строительства опытной партии и переходе к серийному выпуску товарных экземпляров для строевых частей ВКС России.
Экспортный потенциал
Однако и этим достижения прошедших восьми лет не исчерпываются. С точки зрения маркетинга отечественной продукции за рубежом, программа Су-57 перешла из разряда «интересных для пристального наблюдения» в категорию «серийной техники, доступной для приобретения». Ведь, помимо главного заказчика, машина предлагается к поставкам за рубеж. Это позволит поднять серийность и сократить стоимость единицы продукции, а также заработать валютные средства. Отметим, что первая демонстрация самолета для иностранной делегации – из Республики Индия – состоялась на аэродроме «Раменское» осенью 2010 года. Машина получила восторженные отзывы, которыми члены делегации инкогнито поделились с представителями местных средств массовой информации.
Справедливости ради, отметим, что в случае поставок за рубеж речь будет идти не о базовом самолете, а его экспортном варианте. Индийские партнеры по военно-техническому сотрудничеству нарекли таковой Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA). С их легкой руки данное обозначение сегодня де-факто обозначает экспортную версию Су-57. На протяжении нескольких лет после первого показа иностранцам, FGFA предлагался только Индии. На высшем политическом уровне была достигнута принципиальная договоренность, что FGFA будет создан в ходе реализации некоего совместного проекта, предполагающего участие инженеров и конструкторов наших двух стран в разработке, испытаниях и серийном выпуске авиатехники.
Работы по данной теме идут, хотя и не таким темпом, как изначально запрашивала сторона-партнер. И дело здесь вовсе не в характеристиках самолета и результатах летных испытаний. При всем уважении к зарубежным коллегам нам трудно наладить «равноправное» сотрудничество при значительном «неравенстве» в научно-техническом потенциале и накопленном опыте создания передовых образцов авиатехники.
Начиная с 2013 года, масштабные модели FGFA стали появляться на различных международных выставках за пределами России и Индии. В частности, они выставлялись на малазийской LIMA, проходящем на острове Лангкави. Там самолет привлек внимание принимающей стороны и был, не мешкая, предложен ей для рассмотрения в качестве кандидата на замену ранее поставленных истребителей МиГ-29N. Конечно, конкретные переговоры по поставке подобной авиатехники с иностранными партнерами по военно-техническому сотрудничеству могут вестись лишь при наличии экспортного паспорта изделия. Однако сам факт существования Cу-57, его демонстрация на международных авиационных выставках в виде масштабных моделей, а на салонах МАКС – натурных образцов в ходе программы воздушного показа авиатехники, притягивает внимание потенциальных покупателей со всего света. Словом, некая точка бифуркации пройдена и на данном направлении.
Владимир Карнозов, ТРК Звезда
Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.