Лавров теряет терпение: Евросоюз нормального языка не понимает
В ЕС «обновили» старые методички по расколу российского общества.
Заявление министра иностранных дел Сергея Лаврова о том, что Евросоюз продолжает вмешиваться во внутренние дела России и тиражировать голословные обвинения в адрес Москвы, получило на днях свежее подтверждение. Глава Европарламента Давид Сассоли фактически открыто признал, что Брюссель это делал, делает и будет делать впредь.
В интервью, опубликованном 30 мая в изданиях немецкой медиагруппы Funke, еэсовский чиновник, объявленный ранее в нашей стране нежеланной персоной, озвучил своего рода план расшатывания политической ситуации в России.
План строится на ужесточении санкций против российских должностных лиц при параллельном налаживании тесных контактов с населением, гражданским обществом, диссидентами, неправительственными организациями и независимыми СМИ.
Цель, на самом деле, не новая и понятная — настроить недовольную часть населения против власти, расколоть, таким образом, общество и посеять в стране хаос и смуту.
Россия образца «девяностых», это, видимо, то, что подобных Сассоли устроило бы. Но деятели ЕС утратили, судя по всему, способность рационально мыслить, а потому не поняли до сих пор, что многое с тех пор изменилось. На дворе 2021.
Опыт дался нам нелегко. Зато мы теперь многое знаем и понимаем. В том числе, и что, на самом деле, стоит за лицемерными словами о дружбе от наших так называемых «партнеров».
Поэтому нынешние их призывы о налаживании отношений с российским гражданским обществом звучат, по меньшей мере, цинично, а требования к ужесточению санкций — бесперспективно.
Западные санкции, как предупредил недавно в интервью Би-Би-Си директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин способны вызвать у россиян только ненависть, поскольку воспринимаются ими, как «неправовые, довольно агрессивные, а подчас даже враждебные действия».
Все это, по его словам, может привести к крайне негативным последствиям и осложнению международной обстановке. Что в свою очередь отразится на стратегической стабильности и безопасности.
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила доцента кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадима Трухачёва:
— Сассоли, действительно, включен в список лиц, которым закрыт въезд в Россию. Это беспримерный случай, когда председателю Европарламента, по сути, одному из пяти руководителей Евросоюза впрямую закрыта дорога в нашу страну. Кроме того, в списке нежеланных персон Сассоли является единственным представителем своей страны — Италии.
Список этот включает уже не одну сотню фамилий. Там много поляков, прибалтов, румын, шведов, чехов, немало немцев и французов, а вот итальянец один. И это — он.
То есть, это надо было, действительно, «заслужить», чтобы итальянец попал в этот список, учитывая, что отношения у нас с Италией относительно других европейских стран кажутся неплохими.
Что касается его заявления, то ничего нового. Подобные заявления уже не раз позволяли себе европейские политики, но просто рангом пониже. Теперь и он встроился в их ряд.
Для Евросоюза принципиально, чтобы его соседи были максимально понятными и предсказуемыми. По возможности разделяли ту политику ценностей, которой следует сам Евросоюз. Для него совершенно неприемлемо, что Россия с определенного времени следует собственным независимым курсом, и он хотел бы сделать её столь же послушной, как она была в 90-е годы.
«СП»: — Они до сих пор не поняли, что мы уже другие, и назад в «девяностые» нас не затащишь?
— Они не хотят этого понимать.
Дело в том, что сам Евросоюз за эти годы изменился. Если бы мы имели дело с политиками 90-х, которые еще руководствовались национальными интересами, с ними договариваться было бы проще.
Но Евросоюз изменился в сторону политики ценностей, во многом отошел от прагматизма и руководствуется своим буквально фанатичным убеждением в том, что есть ценности, не имеющие границ. А значит, «мы будем их устанавливаться всюду, в особенности, если речь идет о пограничных с нами странах».
Они еще могут чего-то остерегаться в мусульманских странах — как бы там какие-то фундаменталисты не пришли к власти. А в странах, таких как Россия, им в этом смысле остерегаться нечего. Россию «надо к ногтю» — этим они и руководствуются.
«СП»: — Значит, будут продолжать навязывать свои «ценности», финансировать прозападные НКО, а в целом манипулировать общественным сознанием…
— Да, примерно так. И это делается совершенно открыто. Евросоюз даже и не пытается скрывать свои намерения.
Но во многом у господина Сассоли дремучие представления. Он не понимает, что Россия за все эти годы изменилась. Кроме того, эти заявления, больше рассчитаны на страну, которая готова быть колонией или, как минимум, полуколонией, чтобы откуда-то извне ею руководили.
Видимо, ему невдомек, что Россия — одна из последних, если вообще не последняя страна в мире, которая допускает для себя внешнее управление.
Ну, и, наконец, совершенно смешно все это слушать, когда визовый режим только ужесточается, а сейчас вообще еще большие затруднения, чтобы в Европу просто слетать. И даже если эти затруднения снимут, то это просто получится дорого.
Поэтому пока Евросоюз не отменит или существенно не облегчит визовый режим, никакого диалога с гражданским обществом в России у него не будет.
«СП»: — Тогда заявление Сассоли вообще заставляет усомниться в наличие у него здравого смысла…
— Здравый смысл у большинства евродепутатов никогда не ночевал. В здании Европарламента здравый смысл ночует крайне редко. А уж когда дело касается России, то он туда вообще заглядывает по очень большим праздникам.
«СП»: — Открывая в понедельник конференцию, посвященную отношениям РФ и ЕС, Сергей Лавров сказал, что в отношениях с нашей страной в Европе вновь возводятся окопы как на фронте. Так все плохо?
— Называя вещи своими именами, между Россией и ЕС сейчас отношений нет. У России есть отношения только с отдельными европейскими странами, входящими в ЕС.
По большому счету, даже если мы закроем представительство ЕС в России и свое представительство при ЕС, то ничего не случится. Это отношения никак не изменит, а лишь станет выражением того, что есть на самом деле.
И метафора Лаврова здесь вполне уместна. Да, возводят окопы.
Традиционная дипломатия в отношении Евросоюза уже не работает. Лаврову, как кадровому профессиональному дипломату, который прошел огромный дипломатический путь, не о чем разговаривать. Потому что с ним редко там общаются дипломаты. С ним разговаривают профессиональные политики, зачастую, не сведущие о том, что такое Россия, да и вообще, что такое окружающий мир, зато фанатично пытающиеся продвинуть свои ценности.
Лаврову фактически там уже разговаривать не о чем. Там уже Жириновский, наверное, разговаривать должен.
«СП»: — Во всяком случае, министр заверил, что Москва не оставит без ответа недружественные шаги со стороны ЕС, хотя и рассчитывает все еще на здравый смысл европейских политиков…
— Сергей Викторович по должности обязан так говорить — смягчая. Но какой-то здравый смысл у некоторых европейских политиков присутствует. И периодически в той или иной стране такой политик появляется.
Скажем, здравый смысл есть у Себастьяна Курца и у Саули Нийнистё. Отношения с Австрией и Финляндией у нас не безоблачные, конечно, но какой-то диалог, в целом, поддерживается. Но, к сожалению, не они сейчас в ЕС делают погоду.
Мне кажется, что в ближайшие три года — до 2024, когда у нас будут выборы, и в Европарламенте сменится руководство, — никакого диалога с ЕС построить не удастся.
«СП»: — Главное, чтобы у них не получилось расшатать ситуацию у нас…
— Попытки будут. Возможностей у них достаточно.
Другое дело, что благодаря своему фанатизму они тоже делают ошибки, которые нам необходимо использовать. Ну, и, разумеется, самим давать повод для расшатывания тоже не надо.
Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.