Александр Дугин: Спор чинуш с патриотами, или Попытка обмануть президента
Чиновники относятся к культуре несерьёзно или видят в этой сфере только то, что можно как-то с успехом для себя освоить (монетизировать). На содержание вообще никакого внимания не обращают. Но суть национального проекта "Культура" – человек, его образование и воспитание. Плюнут ли чиновники в лицо президенту, реализуя этот нацпроект формально, забыв о самом главном? Ответ на этот вопрос даёт Александр Дугин в новом выпуске "Директивы".
Недавно в Общественной палате состоялось итоговое совещание по национальному проекту "Культура". И хотя, как обычно, всё началось с цифр и совершенно чиновничье-бюрократических отчётов, за которыми непонятно, делается ли вообще что-либо в этой области или нет, постепенно участники и организаторы – замглавы ОП экономист Александр Галушка, актёр Дмитрий Певцов, ведущая авторской программы на Царьграде Анна Шафран – разошлись и стали говорить о главном и по существу.
Все вспомнили, что культура – та сфера, которая меньше всего может быть описана количественными показателями, цифрами, бюджетами, балансами и так далее. Либо – числа, либо – культура.
Конечно, чиновники относятся к культуре несерьёзно или видят в этой сфере только то, что можно как-то с успехом для себя освоить. На содержание вообще никакого внимания не обращают.
Но суть национального проекта, выдвинутого президентом, как раз в том и состоит, чтобы обращали внимание именно на содержание. А содержанием культуры является человек. И не просто биологический человек с его материальными индексами и показателями, запросами и нуждами, а человек духовный, homo spiritiualis.
Человек духовный и есть человек культуры, носитель культуры. Когда во время дебатов в ОП дело дошло до качественных показателей, внимание чиновников, ревизоров и отчитывающихся отключилось. Но тогда проснулись патриоты. И вот тут-то и началось самое интересное.
Оказывается, что за пределом обычной, слегка и не слегка вороватой бюрократии – кстати, представитель Счётной палаты рассказал о том, что в каком-то городе чиновники от культуры умудрились зарегистрировать всю толпу на вокзале как посетителей культурного мероприятия, так как в зале ожидания то ли повесили репродукцию или случайную мазню, то ли перед дверями расположили высококультурный стенд, – так вот, за пределом бюрократии тоже есть жизнь.
И эта культурная жизнь вызывает у неравнодушных большое беспокойство. Культура на глазах падает, сворачивается или превращается в неквалифицируемый ужас без имени, потому что Моргенштерн это не имя, а диагноз. И, увы, миллионы просмотров подобного отребья кто-то тоже умудряется заносить в показатели культуры.
Итак, налицо совершенно неотложная потребность ввести культурные критерии. Без этого весь национальный проект превратится в чистый симулякр. То есть президенту чиновники снова откровенно плюнут в лицо. Хотели культуры – получите двадцать миллионов просмотров Сергея Шнура. А нам, пожалуйста, дайте премии.
Редкий случай, но Общественная палата на сей раз сошлась в отношении критериев того, из чего должен складываться эталон культуры, своего рода общеобязательный культурный код. Всего выделили пять частей.
Первая часть – истоки культуры, греко-римское ядро классицизма. Гомер, Гесиод – в поэзии. Платон, Аристотель – в философии. Эсхил, Софокл, Эврипид – в театре. Именно два с половиной тысячелетия строился культурный фундамент любого образованного человека – как Европы, так и России. Вплоть до 1917 года это было базой всего классического образования – от гимназий и лицеев до университетов.
Вторая часть – греко-славянское православное наследие, русская старина. Здесь обязательное знакомство с церковнославянским, понимание языка икон и церковной архитектуры, азы богословия и знание народных традиций. У малых народов России сюда же добавляются факультативно локальные традиции, религиозные учения и местные языки.
Третья часть – золотой и серебряный века русской культуры от Пушкина до Блока, Мережковского и Гумилёва. Не бывает культурного русского человека, не способного осмыслить основные линии величайшего взлёта русской мысли и русского творчества периода XIX – начала ХХ века. Только если преемственность, оборвавшаяся, к несчастью, с Октябрьской революцией, будет восстановлена, у нас есть шанс начать Бронзовый век русской культуры. Его время пришло, но никаких признаков, увы, нет. Связь прервана. А значит, её надо восстановить. И в этом цель национального проекта.
Четвёртая часть – советский период от Маяковского и Эйзенштейна и Шолохова до Прокофьева и Валентина Распутина. Не забывая и об инакомыслящих, которые – вопреки всему – были частью общего культурного поля.
И, наконец, пятая часть. Вдумайтесь! Лишь пятая часть приходится на всё остальное – Запад, авангард, модерн, постмодерн вплоть до культуры современных микроцефалов, имена которых противно произносить.
Отныне Общественная палата и, надо надеяться, президент, сформулировавший национальный проект "Культура", будут строго следить за исполнением этих пропорций – в культурных институциях, планах, программах, стратегиях, отчётах. Главное – восстановить именно такой баланс из пяти частей. Приблизительно равных.
Это и так само собой разумеется, возразите вы. И окажетесь неправы. Сегодня налицо дикий перекос в пользу всего остального, то есть в пользу последней, пятой части – за счёт забвения или чисто фрагментарного отношения к остальным четырём частям.
И самое важное – основное – греко-римское основание культуры, ядро классического образования, воспитания и становления простого человека человеком культурным – почти полностью забыто.
И, как заметили участники дебатов в Общественной палате, если человек знает наизусть – ну пусть близко к тексту – Псалтырь на церковнославянском, "Илиаду", "Орестею", произведения Геродота, Достоевского и поэму Клюева "Мать Суббота", то ему и то, что попадает в категорию "всё остальное", будет нипочём. Более того, именно в качестве такой пятой части – пятого пункта – либерализм, модерн и постмодерн вполне могут существовать. Но никак не наоборот.
Это была директива Дугина о пяти сегментах культурного кода.
Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.