Макарошки для скотобазы: За что и как наказывают чиновников
Мгновенная отставка нахамившего жителям «хрущёвок» юриста «Роскосмоса» — ещё одно доказательство того, что общественное мнение в России существует, и к нему прислушиваются. Царьград перечисляет последние яркие примеры «чисток» в госаппарате и вокруг него.
Молодой перспективный управленец структур «Роскосмоса» Станислав Жарков уволен за хамство в Facebook — он уничижительно отозвался о жителях московских домов, попавших под реновацию, а у заступившегося за них собеседника поинтересовался, к какой категории «скотобазы из хрущёвок» тот относится.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: У НАС ПОЯВИЛОСЬ ПОКОЛЕНИЕ РЫНОЧНЫХ НАЦИСТОВ
Потом менеджер долго извинялся, удалил свою учётную запись в американской социальной сети, но машина справедливости сработала с необычайной скоростью.
Уже через четыре часа после попадания информации в СМИ «Роскосмос» сформировал комиссию по этике, которая порекомендовала ФГУП «Организация "Агат"», где был трудоустроен Жарков, расстаться с этим сотрудником. Рабочий день к тому моменту уже закончился, но «Агат» тем не менее успел взять под козырёк и сообщить об увольнении сварливого юриста, несмотря на то, что он и сам, по его словам, живёт в «хрущёвке». Кстати, если это правда, то одну категорию соответствующей «скотобазы» мы точно знаем.
На странице Жаркова в Facebook было написано, что он является начальником департамента в «Роскосмосе». Звучит солидно, и общественность, конечно, не преминула заметить, что череда безумных высказываний чиновничества продолжается.
На самом же деле работал он в «Агате» — НИИ, входящем в структуру «Роскосмоса». И всё же наш герой явно нашёл себя не в «хрущёвке»: ранее он возглавлял отдел реализации IP-политики Отраслевого центра управления интеллектуальной собственностью «Росатома», а ещё раньше был инвестиционным юристом в «Роснано», где, видимо, и научился пренебрежительному отношению к людям.
Интересно, что этот выпускник Нижегородского государственного университета по специальности «Юриспруденция» всё ещё довольно молод даже по фотографиям, не говоря уже о школьной манере общения, — удивительные всё-таки карьеры делают у нас в госкорпорациях! «Роснано», «Росатом», «Роскосмос» — где теперь всплывёт этот непотопляемый человек? Едва ли на нём всерьёз поставили чёрную метку, ведь мы прекрасно знаем, что значительная часть элит думает точно так же, как и Жарков. Так что местечко ему точно найдётся — с обязательным условием не появляться в социальных сетях. У нас есть ещё несколько госкорпораций.
В то же время факт сверхоперативной реакции руководства «Роскосмоса», безусловно, радует. Особенно тем, что это не разовый пример, а продолжение череды жёстких мер по отношению к тем, кого раньше считали неприкасаемыми — чиновникам и приближённым к госконтрактам бизнесменам. Нет сомнений, что на то существует прямой указ президента. А то, что по мелким случаям далее ритуального увольнения дело не идёт... а что ещё прикажете делать с Жарковым? Даже если оскорблённые попытаются исправить ему прикус — это будет уже как минимум хулиганство, да и глупо обижаться на глупые оскорбления.
Ответили за слова
Но всё же иногда мягкость решений поражает. Странно, например, получилось в Башкирии. Глава местного министерства образования Гульназ Шафикова была отставлена после написания в социальной сети поста с орфографическими ошибками: «Питер навивает романтическое настроение. Все собираются здесь, чтобы быть на открытие всероссийского конкурса».
Ладно бы признать ошибку — нет, она назвала пост «экспериментом» (так оправдывался уже Дмитрий Ливанов, когда возглавлял соответствующее федеральное министерство и забыл, с какой скоростью движется свет), потом вспомнила дедушку Фрейда — в общем, ринулась во все тяжкие.
Тогда же её обвинили в плагиате — якобы публиковала во «ВКонтакте» записки из чужого Telegram-канала по психологии. Шафикова тогда удалила свой аккаунт, как теперь Жарков. Но знаете, чем дело кончилось? Доктор психологических наук, профессор Гульназ Радмиловна теперь — ректор башкирского Института развития образования. Хотя в самом институте очень не хотели её видеть, но реалии Башкортостана иногда выше здравого смысла.
Что ж, мало ли у нас безграмотных профессоров? Чиновница хотя бы не хамила нации.
Чего не сказать о министре труда Саратовской области Наталье Соколовой, которую засняли на кулуарном диалоге о том, можно ли прожить на «минимальный продуктовый набор», который на тот момент в регионе составлял 3500 рублей. «Макарошки», которые «всегда стоят одинаково», мгновенно стали мемом, а чиновница после этого очень недолго просидела в своём кресле.
Где теперь эта замечательная женщина, к высокой зарплате получавшая ещё и материальную помощь, неизвестно. Но точно не сидит на «макарошках» — заработанных на госслужбе денег ей хватит надолго. Да и муж-бизнесмен поможет, если что.
По ту сторону Уральского хребта ситуация не лучше. Екатеринбург в принципе известен как родина чрезвычайно красноречивых политиков, и когда в политику пошли спортсмены, дело стало ещё хуже.
Гимнастка Ольга Глацких, видимо, была испорчена успехом ещё в юности: так, указ о награждении спортсменки Орденом Дружбы президент подписал накануне её 17-летия. Пожалуй, слишком щедрый подарок молодой и чрезвычайно самонадеянной девочке. На встрече со школьниками 29-летняя Ольга, на тот момент директор департамента молодёжной политики Свердловской области, от лица всего российского государства отказалась от поддержки молодёжи: «… у молодёжи, у подрастающего поколения складывается почему-то такое понимание о том, что нам государство всё должно. Нет, вам государство вообще в принципе ничего не должно. Вам должны ваши родители, потому что они вас родили. Государство их не просило вас рожать».
Что интересно, представительницу богатой и влиятельной семьи даже не уволили, а лишь временно отстранили. Лишь через пару месяцев проблему решили упразднением департамента — включением его в состав регионального министерства образования. Глацких публично поблагодарила губернатора Евгения Куйвашева, что он «не сдал меня, а преподал урок государственной мудрости». Чиновница ещё совсем молода, включена в региональную номенклатуру, так что мы о ней наверняка ещё услышим.
А вот заместитель главы администрации города Клинцы (Брянская область) Людмила Любская, кажется, стала стрелочником, когда пришла пора отвечать за ошибку всей городской администрации.
Стало известно, что по линии фонда Андрея Карлова (убитого в Турции российского посла) на бесплатный отдых в Турцию поехала группа «одарённых детей», среди которых было непропорционально много отпрысков членов горадминистрации, включая и главу города Олега Шкуратова. Шкуратов сказал, что таких было «может быть, трое», губернатор области Александр Богомаз — что «только десять», а портал Mash насчитал уже шестнадцать человек. Всякое бывает, если бы не одно совпадение. За полгода до этого администрация осчастливила двадцать детей из Клинцов экскурсией за счёт бюджета в красивейший русский город Санкт-Петербург, и четырнадцать из этих двадцати через полгода отправились в Турцию.
Как видим, в Клинцах дети делятся на бесплатно ездящих в интересные поездки и остальных.
Любская возмущалась: «А что, дети работников администрации — это не дети города Клинцы? Семь тысяч детей в городе. Из них поехали 50. Моё мнение: никаких злоупотреблений полномочиями не было».
На этой фразе она, похоже, и погорела. Интересно, что когда грянул скандал, вдова посла Марина Карлова заступилась за администрацию Клинцов, да и обстоятельства слива в СМИ возможных злоупотреблений были не слишком красивыми. Но так или иначе, Любская ответила за всех, о дальнейшем развитии её карьеры сведений нет.
А вот мэр просто возместил фонду средства за турецкий отдых детей (450 тысяч рублей) — что ж, согласно декларации, он заработал в 2017 году более 66 миллионов рублей, может себе позволить. Кроме того, он пообещал организовать отдых в Турции ещё для нескольких групп детей, уже без всякого «блата». Думается, такое решение проблемы действительно лучше, чем механическое увольнение.
Если отвлечься от оскорблений чувств простых смертных, то упомянем ещё одну недавнюю отставку со странным продолжением. Ярким светом вспыхнул и погас мощный скандал в руководстве Татарстана, а ведь там дело дошло до загадочного самоубийства заместителя главы Минздрава Елены Шишмаревой (поскольку смерть признана суицидом, мы не вправе разглашать характер травм, но поверьте, они весьма нетипичны для самоубийства). На тот момент она находилась под домашним арестом по подозрению в превышении должностных полномочий и мошенничестве в особо крупном размере.
После этого в отставку ушёл и сам министр Адель Вафин, в ведомстве которого проходили обыски, — в Татарстане началось настоящее «дело врачей». Выяснилось, что коррупцией поражена вся система: громкие задержания в больницах, взятки за оформление инвалидности и другие злоупотребления… Удивительно при этом, что господин Вафин вышел сухим из воды: с поста министра он ненадолго зашёл на пост советника ректора Казанского федерального университета, а сейчас благополучно работает в частной компании — структурах АФК «Система». При этом тема коррупции в татарстанском здравоохранении буквально в одночасье исчезла из СМИ.
Большие люди
Примерно так проходят чистки, когда причастные к власти люди не совершили серьёзных правонарушений, или эти правонарушения кому-то не хочется доказывать. Отметим, что в иных ситуациях всё гораздо серьёзнее. Уже после резонансных задержаний Белых, Улюкаева, Хорошавина последовало несколько менее громких дел против крупных чиновников — оказывается, мы уже привыкли к борьбе с коррупцией и не рассматриваем каждое дело под микроскопом.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: АНТИНАРОДНЫЕ АРТИСТЫ РОССИИ
Кстати, больших людей за неудачные высказывания у нас не отстраняют. Просто начинают приглядываться к ним повнимательнее…
Бывший глава Удмуртии Александр Соловьёв, отставленный в связи с утратой доверия и обвиняемый во взяточничестве, недавно поменял адвоката. Его дело рассматривается в Завьяловском районном суде Удмуртской Республики, по предварительным сведениям, Соловьёв признал вину.
Глава Марий Эл Леонид Маркелов успел уволиться по собственному желанию, но уже через неделю стал фигурантом уголовного дела. Всё та же взятка. В 2019 году утверждено обвинительное заключение, скоро начнётся суд.
Если говорить о чиновниках, то, пожалуй, самым спорным случаем было и остаётся дело Александра Шестуна, на момент задержания — главы Серпуховского района Московской области. В последний год перед арестом чиновник получил широкую известность как разоблачитель злоупотреблений в правительстве Московской области, кроме того, он стал единственным главой района, который поддержал протесты жителей против свалок и мусорной реформы. Обвинений против него много: превышение должностных полномочий, незаконная предпринимательская деятельность, мошенничество, отмывание средств. Сам Шестун категорически отвергает все обвинения, а информацию об обнаружении у себя имущества на 10 миллиардов рублей считает недостоверной. Что ж, суд обещает быть жарким.
Отец и сын, Рауль и Рауф Арашуковы, находятся на грани между бизнесом и госслужбой: Рауф заседал в Совете Федерации, а его отец был крупным предпринимателем. Оба также отрицают свою вину (обвинений много — от хищений газа до организации убийств), но к Арашуковым СМИ относятся заметно жёстче, чем к Шестуну или главам поволжских республик. Создаётся впечатление, что виновность черкесов все считают несомненной, и это серьёзный вопрос к репутации Северного Кавказа в глазах «остальной России». Если дела против уроженцев одной группы регионов вызывают единодушную реакцию у всего спектра СМИ и блогосферы, значит, нам реально надо что-то подправить и в Карачаево-Черкесии, и во всём Северо-Кавказском федеральном округе.
Отметим, что «брали» Арашукова-младшего прямо в Совете Федерации во время закрытого заседания — такие эффектные акции, как правило, заканчиваются у нас обвинительными приговорами.
Ну и говоря о громких делах последнего времени, нельзя не упомянуть об аресте братьев Магомедовых. Да, они не имели прямого отношения к госслужбе, но Зиявудин состоял в Совете по модернизации экономики и инновационному развитию России при президенте, был представителем России в Деловом консультативном совете форума АТЭС, в качестве главы группы «Сумма» сотрудничал со всей бизнес-элитой России. Во многом помогло Зиявудину то, что учился он на одном курсе с Аркадием Дворковичем, который в правительстве курировал как раз вопросы транспорта. Возможно, именно арест Магомедовых привёл к тому, что Дворковича не включили в новый состав правительства, хотя возможно и обратное — следствие занялось бизнесменами, почувствовав ослабление вице-премьера. Братьям вменяют участие в хищениях и организацию преступного сообщества, но относительно работавших по всей России дагестанских предпринимателей общественное мнение не столь категорично, как в вопросе об Арашуковых. За Магомедовых, которые не признают свою вину, были готовы поручиться многие известные люди, включая Хабиба Нурмагомедова (но не Дворковича), но братья по-прежнему находятся в СИЗО.
* * *
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ПЛОХО: РОССИЙСКИЕ АКТЕРЫ, КОТОРЫЕ КРИТИКУЮТ СТРАНУ
Вот так, от неосторожной, а может быть, и нетрезвой фразы в Сети до преступных групп и убийств, простирается поле возможностей и рисков государевых слуг. Их поведение зачастую мерзко, но как бы мы повели себя на месте Любской? Обделили бы детишек друзей? Мы никогда не позволяем себе рассуждений на уровне Глацких (пусть и с обратным знаком) или оскорблений в духе Жаркова? Всегда соответствуем занимаемой должности и не допускаем публичных ляпов? И кто знает, как бы мы повели себя при запахе больших денег…
Какое общество, такие у него и слуги.
Мельников Михаил-Источник
Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.