Уязвимый и потопляемый: суперэсминец ВМС США терпит крах
Новые эсминцы типа Zumwalt, которые только-только вышли со стапелей судостроительных предприятий, уже набрали столько нелестных эпитетов, что все громче раздаются мнения о необходимости серьезной доработки этих моделей.
Испытания нового вооружения и военной техники – процесс всегда непростой. Однако когда сбои происходят систематически, причем затрагивают жизненно важные узлы и механизмы, разработчикам впору задуматься о целесообразности самого проекта. Новые эсминцы ВМС США типа Zumwalt, которые только-только вышли со стапелей судостроительных предприятий, за время своего короткого жизненного пути уже набрали столько нелестных эпитетов, что сегодня все громче раздаются мнения о необходимости серьезной доработки этих моделей. По сути, «в активе» у этих кораблей пока только одно – их футуристический внешний вид, выдаваемый за инновационный прорыв в кораблестроении. Ничем иным эти плавсредства похвастать пока не могут, зато проблемные вопросы множатся день ото дня. И это еще до вступления эсминцев в боевой строй, которое в итоге может и вовсе не состояться.
Посчитали – прослезились
Об инциденте со вторым по счету эсминцем этой серии на днях сообщило издание USNI News. И недели не прошло после спуска корабля с названием USS Michael Monsoor (DDG-1001), как на его борту произошла серьезная поломка. У эсминца, вышедшего на ходовые испытания в один из прибрежных районов Атлантики, был зафиксирован сбой в работе электроники, в результате чего корабль был вынужден вернуться на верфи в штате Мэн. Эксперты установили: у судна отказали устройства, которые должны защищать его электрооборудование от перепадов в мощности. В итоге Zumwalt попросту не сумел запустить свою электроприводную систему на полную мощность, как это было предписано программой испытаний.
Корабли серии Zumwalt в целом сейчас держат пальму первенства по целому ряду происшествий. И речь не об их уникальных боевых возможностях, до апробирования которых дело еще даже не дошло. «Рекорды» нового эсминца оказались в другом: в его беспрецедентно высокой стоимости, в числе противников его внедрения, в количестве инцидентов, зафиксированных за время испытаний. Так, в ноябре прошлого года первый по счету корабль этого типа USS Zumwalt (DDG-1000) едва остался на плаву после того, как морская вода проникла в два из четырех подшипников, соединяющих бортовые двигатели с приводными валами. В результате произошел отказ главной силовой установки, и «инновационный» эсминец врезался в стенки Панамского канала, через который он намеревался пройти в порт Сан-Диего. Обездвиженный корабль был спешно отбуксирован на ремонт и лишь после этого смог продолжить свой путь. Причиной происшествия была названа утечка в системе охлаждения смазки, правда, ее причину специалисты установить так и не смогли. Интересно, что указанная неисправность на USS Zumwalt была обнаружена еще у причала на базе в Норфолке, где корабль стоимостью 4,4 млрда долларов впервые дал течь.
Вызывающе высокой оказалась и стоимость создания эсминцев, которая потянула на 22,5 млрд долларов. Строительство только первых трех кораблей уже обошлось американскому военному бюджету в 12,73 млрд долларов. В итоге от первоначальных планов построить 32 таких эсминца ВМС США отказались, снизив это число до 24, а затем и до семи кораблей. Критику вызвала и стоимость вооружения, которое предлагалось поставить на каждый эсминец. Один управляемый снаряд для 155-мм активно-реактивной артиллерийской установки выходил по цене в два миллиона долларов каждый (с учетом амортизации и текущих ремонтов орудия). В итоге такой боеприпас оказался дороже крылатой ракеты Tomahawk, имеющей на порядок большую дальность и более высокую огневую мощь, что, естественно, не воодушевило штатовских адмиралов даже с учетом их традиционно пренебрежительного отношения к расходованию государственных денег.
«Игрушки» за 22 миллиарда
С одной стороны, все эти проблемы можно списать на «детские болезни» любой новинки – хоть в кораблестроении, хоть в мебельном производстве. Но вот беда, эксперты выражают сомнения даже в тех моментах, которые были заявлены как новации, как новое восприятие военно-морского дела. К примеру, креативная архитектурная форма корпуса эсминца – со скошенными к поверхности воды бортами, которая якобы должна была снизить радиолокационную заметность корабля, на деле оказалась не столь эффективной. Специалисты установили, что из-за больших исходных размеров корабль в любом случае будет виден радаром, хоть и несколько меньше, чем обычно. А вот то, что профиль с завалом бортов делает Zumwalt опасным из-за сниженной остойчивости (при сильной бортовой качке судно может даже перевернуться), признано экспертами очевидным. Дело в том, что у «инновационного» эсминца с его скошенными бортами отсутствует эффект увеличения водоизмещения в сторону крена, которым отличаются корабли с традиционным профилем корпуса. Положение может спасти разве что повышение скорости движения, однако, как уже было сказано выше, бесперебойная работа силовой установки здесь вовсе не гарантируется...
Кстати, на демонстрационном показе конструкторы попытались убедить заказчика в устойчивости корабля демонстрацией... уменьшенной копии Zumwalt! Удивительно, но показанные ходовые возможности игрушечной модели убедили представителей флота в невиданных мореходных качествах будущего эсминца, после чего его революционная модель уже не вызывала нареканий.
Счастье не в деньгах. А в их количестве
Бытует мнение, что счастье не в деньгах. «А в их количестве», – добавляют иные острословы. Удивительно, но именно вторая часть известной поговорки, похоже, стала аксиомой для штатовского оборонпрома. Иначе чем объяснить те внушительные вливания, которыми власти США регулярно осчастливливают Пентагон, а тот все не спешит рапортовать об успешном применении этих средств. И речь не только о сфере новых разработок, но даже о расходах на текущее содержание армии и флота, по которым также имеется немало вопросов. В этом году СМИ взорвала информация от ряда высокопоставленных американских военных, признавших плачевное состояние большинства воинских формирований. Так, заместитель командующего по морским операциям адмирал Уильям Моран сообщил, что почти 53% самолетов и вертолетов морской авиации США (из них две трети палубных самолетов семейства F/A-18) находятся в разной степени неисправности, а некоторые не в состоянии попросту подняться в воздух. Еще печальней дела обстоят в Сухопутных войсках, о чем поведал заместитель командующего штабом Сухопутных войск США генерал Дэниел Аллин, сообщивший, что только три из 50 бригад полностью готовы к боевым действиям.
«При этом надо признать, даже секвестированый Обамой военный бюджет Америки не так уж и мал – во всяком случае он значительно больше российского, – отмечает военный эксперт Борис Джерелиевский. – Вопрос стоит и об эффективности расходования этих средств. Взять ту же программу Zumwalt: на выходе получили незащищенное, слабовооруженное судно с низкой мореходностью. Другая очевидно провальная программа, сожравшая аж 1,3 трлн долларов, – создание малозаметного истребителя нового поколения F-35 Lightning II. Она также дала более чем скромные результаты. ВВС США даже приостанавливали эксплуатацию истребителей пятого поколения F-35 из-за механических дефектов, причем самолеты отозвали спустя месяц после того, как было объявлено об их боеготовности. И это крайне дорогие, но не единственные программы, впустую поглощающие военный бюджет».
Тем не менее, как признают эксперты, даже провальные проекты, скорее всего, останутся в повестке дня штатовского военного истеблишмента. Причина тому банальная – те самые деньги, которые вроде бы не приносят счастья, однако их количество сразу же в корне меняет этот постулат. Оказывается, даже у неудачных программ в оборонной сфере есть немало сторонников, заявляющих, в частности, о пользе новых проектов, которые якобы способствуют отработке новых инновационных решений. Борис Джерелиевский в этой связи отмечает: причина такой поддержки более чем очевидна – просто программы такого масштаба открывают широчайшие возможности для откатов и иных коррупционных схем. В итоге подобные проекты, даже напоминающие фантастические триллеры, рождаются вновь и вновь, получая усилиями лоббистских групп необходимую финансовую поддержку.
Бредовые «инновации»
Даже лояльные американским властям издания уже не спешат скрывать неудачи собственной оборонной промышленности. Так, Bloomberg не так давно поведал о проблемах с суперсовременной разработкой ВМС США авианосцем USS Gerald R. Ford, система старта самолетов которого не позволяет обеспечивать взлет истребителей-бомбардировщиков F/A-18 с полным боекомплектом и заправкой. Эксперты другого издания, Aviation Week, обратили внимание на проблему с истребителями F-22 Raptor, которые оказываются чрезвычайно уязвимыми для радаров противника вследствие потери «стелс-покрытия» в результате воздействия высокой температуры, ветра с песком и даже... дождя!
Интернет-портал Novate недавно перечислил десять видов смертоносного оружия, которые оказались хороши лишь на бумаге. В их числе и наш старый знакомый Zumwalt. Эксперты поставили ему в вину прежде всего дорогостоящие системы вооружения, которыми предлагается оснастить эту новинку американских ВМС. Кстати, в этом же перечне «самых бредовых идей» вместе с эсминцем оказались такие провальные разработки западного ВПК, как британский танкопланер Baynes Bat (танк, оснащаемый съемными крыльями), который хоть и мог подниматься в воздух, но был совершенно неуправляем. В этом же ряду бредовых разработок стоит и ракетный пистолет Gyrojet. Он должен был стрелять крошечными «ракетами» вместо пуль, однако для достижения максимальной скорости этим боеприпасам требовалось внушительное время, что делало их непригодными для ближнего боя.
«Нельзя сказать, что Zumwalt полностью лишен достоинств, – отмечает российский военный эксперт Андрей Князев. – Они у него есть, однако имеющиеся недостатки, ряд которых не может быть устранен в принципе, а также колоссальная стоимость одного корабля сводят на нет все его достоинства. "Корабль будущего", как его позиционируют США, должен характеризоваться не внешним видом, а сочетанием малозаметности и малошумности, мореходных качеств, живучести и огневой мощи, позволяющим одинаково успешно бороться с надводными, подводными и воздушными целями противника. Кроме того, он должен отличаться и разумной ценой, позволяющий производить и ставить его на вооружение в серийных количествах. А Zumwalt этим критериям не соответствует – на данный момент это просто очень дорогая "игрушка". Так что же в итоге создали американцы: эсминец «завтрашнего дня» или плавающий «музей», рекламирующий возможности (и аппетиты) американского военно-промышленного комплекса? Учитывая, что будет построено и принято на вооружение всего три корабля этого проекта, ответ очевиден».
Дмитрий Сергеев, ТРК Звезда