Россия – США: первый раунд за нами. Начинается второй...
Воистину, в наши дни большая международная политика утратила всякую предсказуемость. Казалось бы, едва ли не вчера президенты Соединенных Штатов и России вполне мирно беседовали по телефону и Джо Байден даже пытался назначить Владимиру Путину «свидание» где-то на «нейтральной территории», чтобы кулуарно обсудить все спорные вопросы... И вот глава Белого дома уже объявляет о новых антироссийских санкциях да еще вдобавок и вводит в собственной стране режим чрезвычайной ситуации «в связи со злонамеренными действиями Москвы».
И как это прикажете понимать?! А очень просто. В противостоянии между двумя мировыми державами, условно говоря, завершен первый раунд и теперь, без всякого перерыва и гонга, начинается второй. Причем – с подленького удара наших противников...
Пересилить Запад? Оказывается, это реально
Почему я берусь утверждать, что на первом этапе нынешнего противостояния верх взяла именно Россия? Постараюсь объяснить максимально конкретно и предметно. Прежде всего, эскалация на Донбассе была начата украинской стороной. А поскольку Киев уже давно не делает ничего без указки из-за океана, можно считать, что это была «игра на повышение», затеянная как раз Вашингтоном. В идеале после прозвучавших оттуда грозных предостережений о «высокой цене» и тому подобных вещах, Россия, отреагировавшая на воинственные телодвижения Киева предельно резко и масштабно, должна была бы пойти на попятную, отвести войска в места постоянной дислокации и долго объяснять, что «ничего такого не хотела», оправдываясь и извиняясь. Этого не произошло – Украине четко дали понять, что следующий шаг за черту станет для нее последним. Слова о «начале конца» прозвучали не эмоциональной угрозой, а холодным и оттого еще более страшным предупреждением. Это – первое.
Второй момент заключается в том, что позвонил Байден Путину, а не наоборот. Особо пикантно это действие выглядит в свете не такого уж и давнего хамства, которое американский президент допустил в адрес нашего. Однако когда в воздухе и вправду запахло порохом, а Москва более, чем отчетливо обозначила свою готовность идти в деле защиты Донбасса до конца (Украины), мистер Байден, скрепя сердце, потянулся за телефонной трубкой. Более того, от американского же президента исходила и высказанная в процессе беседы инициатива насчет встречи на высшем уровне на территории третьей страны, выглядящая призывом к диалогу и компромиссу. При этом в Кремле вовсе не поторопились преподнести это приглашение в качестве некоей «победы» или «прорыва», а отнеслись к нему предельно сдержанно, а потом и вовсе принялись ставить условия...
И, наконец, пункт, вызывающий особенную гордость – после упомянутого выше разговора свой курс изменили эсминцы ВМС США Roosevelt и Donald Cook, до этого направлявшиеся в акваторию Черного моря, чтобы «подать» нам какой-то там «сигнал». А не боевые корабли российского Черноморского флота и Каспийской флотилии, в настоящее время проводящие там запланированные учения. С учетом прозвучавшего ранее из нашего МИД недвусмысленного предупреждения в адрес США: «держитесь от Крыма подальше», все это однозначно выглядит выполнением маневра «дать заднего». Впрочем, приведенными выше моментами ситуация далеко не исчерпывается. Одновременно изрядный «холодный душ» получил главный застрельщик нынешнего обострения – Киев. Прежде всего, речь об обескуражившем украинскую сторону заявлении главы МИД Германии Хайко Мааса, вполне конкретно указавшем на то, что никакая «угроза войны» не может стать помехой для продолжения возведения «Северного потока-2». Надо отдать должное немецкому дипломату – ход при этом он применил просто блестящий: мол, по мнению Берлина, такое решение не то, что не «умиротворило» бы Россию, а напротив – сподвигло ее к еще более резким действиям. Совсем уж плохо для Киева звучат слова Мааса о том, что в эскалации на Донбассе наша страна «совершенно не заинтересована».
Еще одной изрядной оплеухой «нэзалэжной» стало заявление, прозвучавшее из другой европейской столицы – Парижа. Не успели бесчувственные немцы строго указать Киеву на то, что ему не место в НАТО, так теперь и французы, устами госсекретаря по европейским делам при МИД страны Клемана Бона уточнили, что о принятии в ЕС там тоже могут не мечтать. В свете грядущего визита Зеленского в страну можно сказать, что над Парижем он пролетает, как известный предмет... Венцом «евроунижения» Украины стало известие о том, что глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в шутовском действии с названием «Крымская платформа» участвовать не намерена ни под каким видом. В комплексе все это выглядит как крайне убедительная геополитическая победа России, сумевшей своей стойкостью все-таки пересилить на данном этапе «коллективный Запад».
Что ж ты, Байден, сдал назад?!
Глупо и наивно было бы надеяться выиграть схватку воистину глобальных масштабов в один раунд. Разве что нокаутом, но, честно говоря, не хочется даже думать, что можно было бы рассматривать в таком качестве в обсуждаемом нами контексте. Собственно говоря, Соединенные Штаты и Россия могли бы и не сойтись по новой в геополитическом «ринге» – если бы в жизнь была воплощена идея о встрече их лидеров, предложенная как раз Вашингтоном. Однако с учетом последних действий тамошней администрации вероятность такого события не просто резко понизилась, а, можно сказать, стремится к абсолютному нолю. Напомним – в самом скором времени после телефонной беседы Владимира Путина и Джо Байдена Кремлем были озвучены четкие условия для продолжения диалога. Во-первых, США должны унять своих киевских марионеток, в своем воинственном раже разошедшихся в последнее время не на шутку.
Провокации на линии соприкосновения должны были прекратиться, как это уже не раз бывало по звонку из Вашингтона – моментально и полностью. Ничего похожего сегодня не наблюдается. Согласно поступающей из республик информации, обстрелы со стороны ВСУ продолжаются. Более того, снаряды стали рваться уже на территории Донецка, чего не случалось очень долгое время. Впрочем, это уже не имеет решающего значения – ведь второе условия Москвы, с которой они намерены «улучшить отношение» выполнено Соединенными Штатами буквально с точностью до «наоборот». Оно было озвучено американскому послу в нашей стране Джону Салливану помощником президента России Петром Ушаковым и заключалось в том, что в случае, если за «миролюбивыми» разговорами последуют очередные санкции, Москва, категорически не приемлющая подобного двурушничества, отреагирует на них «самым решительным образом». И вот, собственно говоря, свершилось – Джо Байден 15 апреля подписал указ о введении новых ограничений, достаточно масштабных и серьезных.
Как это соотносится с намерением «нормализовать состояние американо-российских отношений» – бог весть. С точки зрения нормальной человеческой логики – никак не соотносится. Впрочем, кое-кто уже озвучивает версии вроде той, что новый санкционный пакет это – «предупреждение Путину» перед встречей, чтобы он на ней «был посговорчивее». Ну, если это так, то останется только признать правоту тех, кто давно уже твердит об очень серьезных проблемах старичка Джо с восприятием окружающей его реальности. Хотя бы в силу того, что подобные штуки к Кремлем давно уже не проходят, что предметно доказывается всему миру раз за разом. Да и встреча при таких раскладах, скорее всего, просто не состоится. Новые санкции, пускай они и звучат достаточно грозно – «против суверенного долга России», на самом деле никакого серьезного урона нашей экономике нанести неспособны.
Речь, не будем забывать, идет о «некоторых» ограничениях на «отдельные операции с гособлигациями», касающихся «отдельных категорий иностранных инвесторов» и исключительно на первичном рынке. Да, априори ничего хорошего. Но на полном серьезе вещать о «долгосрочных негативных последствиях» этих действий может разве что Андерс Аслунд, давно и прочно «подвинувшийся рассудком» на «черных» предсказаниях относительно России, столь же ужасающих, сколь и несбыточных. Гораздо больше доверия, к примеру, к словам заместителя главы российского Минфина Сергея Алексашенко, напомнившего готовым уже сорваться в панику отечественным «всепропальцам» о том, что начиная с 2000 года, доля нерезидентов в росте облигаций федерального займа России составляет «аж» 7%. Вот уж воистину – семь лет мак не родил... Конечно же, ни голода, ни разрухи, ни «обвальной инфляции», ни прочих экономических потрясений эти ограничения нашей стране не несут – на этом сходятся все вменяемые эксперты, как отечественные, так и зарубежные.
Другой вопрос – что делать с заокеанскими «партнерами», в очередной раз «потерявшими берега». Вызванный «на ковер» в отечественный МИД посол США Салливан, вынужденный объяснять действия своей страны, гордо провозгласил, что американская сторона твердо намерена «возложить на правительство России издержки за его действия, несущие вред Соединенным Штатам, их союзникам и ценностям». В ответ он услышал горячие заверения в том, что обещанный ранее «решительный ответ» воспоследует в самое ближайшее время. Да уж, пора и нам возложить что-нибудь на Вашингтон – да потяжелее... Самое смешное, что выступая в тот самый день, когда подмахнул решение, фактически, перечеркивающее едва-едва наметившуюся перспективу нормализации отношений, Джо Байден, как ни в чем не бывало продолжил разговоры о «летнем саммите в Европе» с Владимиром Владимировичем, и тут же... о готовности «принять дальнейшие меры, если Москва продолжит в том же духе». Воистину, тут уж на ум не приходит ничего, кроме старой шутки о прелестях склероза, при котором забывают о наличии маразма! С другой стороны, возможно глава Белого дома не так плох, как пытается казаться – ведь в своей речи он не преминул упомянуть о том, что «мог бы зайти дальше», но пока не стал этого делать дабы «не оказывать на Россию чрезмерного давления».
Одним словом, перед нами типичнейший пример продолжения все той же американской политики, в которой единственными аргументами выступают шантаж, угрозы и лицемерные обещания «поладить», выполнять которые никто не собирается. Ничего не изменилось и очередной раунд начат. Сколько их еще впереди – угадать пока невозможно.
Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.