Мир готовится к войне. Что будет с украинцами? (Мнение)
«Хочешь мира – готовься к войне», вспоминается известное изречение. Глобальные игроки, похоже, именно этим и заняты.
Хотят ли они мира как состояния или хотят мира в качестве подконтрольного объекта управления – это уже тонкости, но вот подготовка к войне идет полным ходом. Речь идет о прямом военном столкновении Запада и России.
Об этом в интервью порталу ParlamentniListy.cz сказал человек знающий – легендарный чешский разведчик (сумевший в свое время внедриться в ЦРУ) Карел Кехер. Анализируя приобретающую все больший размах антироссийскую кампанию, в частности, массовую высылку российских дипломатов, разведчик отметил: «хотя разум отказывается представлять невообразимое, все это, к сожалению, выглядит как подготовка к военному конфликту».
По его словам, тот факт, что из многих стран выслали действительно работников разведслужбы, свидетельствует о том, что есть «целенаправленное намерение значительно ограничить разведывательные возможности российской Службы внешней разведки». «По-моему, подобные стремления могут вписываться в подготовку к какой-то агрессивной акции против России, для успеха которой важен момент неожиданности», — сказал Кохер.
О серьезности ситуации пишут сейчас и российские, и западные эксперты. На Украине тоже звучат тревожные голоса. Так, политэксперт Павел Рудяков определил происходящее как «разведку войной», которую проводит Запад против России. Пока это «мягкая» война, но поле для маневра сужается, день ото дня растут риски перерастания в горячую фазу.
И есть риск, что Украина сыграет свою роль в разведке войной Запада против России – например, через эскалацию конфликта на Донбассе.
Судя по всему, нам всем следует быть готовыми к самым пессимистичным сценариям развития событий. Тем более что Украина уже давно является театром военных действий. Продолжают греметь пушки на Востоке страны. Даже долгожданное «пасхальное» перемирие в зоне боев на Донбассе не принесло облегчения, стороны конфликта ежедневно заявляют о десятках обстрелов, обвиняя противника в нарушениях режима прекращения огня.
Между тем нерешенным остается вопрос обмена пленными. По информации Виктора Медведчука, на данный момент он готовит второй этап обмена пленными между Киевом и самопровозглашенными республиками Донбасса. Предварительный состав списков — 104-109 человек хотят получить ДНР-ЛНР в обмен на 37 с человек, которых рассчитывает получить Киев.
Хорошо бы вопрос обмена решить до наступления горячей фазы – не дай Бог, конечно, но тогда появятся совсем иные заботы. Между тем вопрос этот – один из наиболее сложных. Достаточно вспомнить, что самый крупный (233 на 73) обмен пленными произошел 27 декабря 2017 года после многолетнего перерыва. Тогда этот обмен стал возможен благодаря большой работе украинского переговорщика, поэтому роль спецпредставителя Украины по вопросам гуманитарного характера в Минске Виктора Медведчука публично признал сам президент Петр Порошенко, назвав его самым эффективным коммуникатором на уровне руководства Украины и РФ.
Можно ли ожидать успешного продолжения? Да, но возникли сложности. Во время обмена 27 декабря 2017 года украинская сторона (в первую очередь руками Ирины Геращенко, которая входит в состав гуманитарной подгруппы в Минске) в последний момент переиграла ситуацию, отказавшись передать граждан РФ, хотя они были в согласованных списках.
Накануне встречи Минской контактной группы 4 апреля Геращенко неожиданно заявила, что для Украины «принципиально освободить не только тех, кто остается на оккупированной территории, но и пленников Кремля». И Украина готова передать 20 россиян, чтобы освободить украинского режиссера Олега Сенцова, крымского активиста Александра Кольченко и других украинских пленников.
Но готова ли к этому другая сторона? Судя по некоторым признакам, там не в восторге от непоследовательности Киева, проявленной в ходе последнего обмена. И далеко не все условия могут принять.
А какие условия? Геращенко говорит одно, кто-то договаривается о другом, в парламенте требуют третьего…
При этом результаты кипучей деятельности (так это представлено в подконтрольных Банковой медиа) вице-спикера в деле освобождения пленных, на поверку, достаточно сомнительны. Чего стоит попытка Геращенко «привязать» к переговорному процессу Олега Сенцова, Александра Кольченко и других узников, находящихся в РФ. На публику выглядит это патриотично и благородно, но заранее понятно, что ДНР и ЛНР ответят отказом, поскольку все эти люди не подпадают под Минские соглашения. Поэтому любая попытка привязать Сенцова и других к массовому обмену между Киевом и ЛДНР лишь тормозит процесс освобождения тех, кого действительно можно освободить путем переговоров.
По поводу Сенцова и других нужно договариваться с руководством РФ, но Геращенко такие вопросы не решает. Поэтому с помощью таких требований Ирина Геращенко только лишь создает помехи в деле освобождения пленных, отодвигая все дальше тот день, когда они смогут вернуться на подконтрольную территорию Украины.
А что же государство? В Киеве вырабатывают согласованную позицию, но пока еще не выработали. Об этом рассказал Виктор Медведчук в интервью ВВС. В интервью он также изложил свои личные предложения, как освободить пленных, подчеркнув, что его позиция «не является официальной».
«Я считаю, что главное стратегическое задание, которое стоит передо мной как переговорщиком, — это вернуть наших людей домой – любой ценой. И нужно все для этого делать, не смотря на то, кто где и за что был задержан», — сказал политик, подчеркнув, что те, кого хотят освободить из Луганска и Донецка – «тоже там не одуванчики собирали». Поэтому стоит вспомнить, например, об опыте Израиля, когда израильтяне за одного капрала Гилада Шалита отдали 1027 палестинцев, из которых 400 подозревались в совершении массовых убийств. Но их все равно отдали, чтобы вернуть этого сержанта.
Что касается украинцев, то государство Украина обязано проявлять больше заботы о тех людях, кого чиновники и политики сами же отправили воевать.
Позиция Медведчука по обмену пленными — единственно реалистичная в настоящий момент. Во-первых, его предложения отвечают пункту №6 Минских соглашений, предусматривающему обмен «всех на всех». Во-вторых, результаты его деятельности говорят сами за себя — Медведчук освободил более тысячи человек с обеих сторон, только в Украину он возвратил 481 человека.
Но как показал опыт, далеко не все политики в Киеве заинтересованы в выполнении «Минска-2». Ведь правящая «партия войны» тогда потеряет свой сверхприбыльный бизнес на войне. Остается только надеяться, что Петр Порошенко, позиционирующий себя как «президент мира», прислушается к трезвым доводам «самого эффективного коммуникатора».
Учитывая предгрозовую ситуацию, складывающуюся на геополитической арене, с обменом пленными на Донбассе следует поторопиться – ведь это один из важнейших элементов общей стратегии мирного урегулирования на востоке страны. Как знать, возможно, тогда Украине удастся избежать уготованной ей незавидной роли театра военных действий (ТВД) в схватке больших мировых игроков. Ничего хорошего такая роль нам точно не принесет.
Александр Савка, «Корреспондент», Украина
Не забудьте обязательно ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.